Арендная плата за землю не будет расти: что ждать владельцам паев в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Арендная плата за землю не будет расти: что ждать владельцам паев в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По расчетам Минфина, которые озвучила замминистра Светлана Воробей на заседании налогового комитета 13 сентября, в Украине около 8,4 млн га земли обрабатывается нелегально (всего в Украине 42,7 млн га с/х земли, из которой 31,1 млн га находится в частной собственности).

Нелегальная обработка земли

Предприниматели, использующие эти участки для выращивания продукции, продают ее за наличные, ими же расплачиваются с работниками и арендодателями. Как итог, заявляла Воробей, бюджеты недополучают минимум 10 млрд грн в год.

С другой стороны, недобросовестные сельхозпроизводители, указал нам гендиректор Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Роман Сластён, получают неконкурентное преимущество по отношению к честному бизнесу.

Крупный бизнес разметает городскую землю и сдает ее «фопам» под ларьки по космическим ценам

Зампредседателя ВАР Михаил Соколов, чья организация, по его словам, и предоставила Минфину оценки масштабов нелегального землепользования, подчеркнул, что указанные 10 млрд грн бюджеты получат лишь от одной уплаты МНО теми предприятиями, которые сегодня вообще не платят налогов.

Но Соколов полагает, что на самом деле мера может стать куда более эффективной, так как выгода от неуплаты налога на прибыль и НДФЛ становится не такой значительной по сравнению с риском получить штраф за незаконную торговлю.

«Может, люди решат, что стоит заплатить чуть больше, чем предусмотрено по налоговому обязательству, но зато спать спокойней«, – предположил Соколов.

Налоговая амнистия: декларировать в первую очередь стоит недвижимость, – эксперт

Такого же мнения придерживается и Роман Сластён. Он отмечает, что нарушителям налогового законодательства делать это станет куда сложнее. Например, тем из них, кто пользуется участком без заключенного договора аренды с собственником, выплачивая ему оплату наличными, в итоге придется оплачивать за собственника и минимальное обязательство.

«Для собственников эта ситуация тоже будет некомфортной, так как им по документам придется платить этот налог«, – говорит Сластён.

Гендиректор УКАБ прогнозирует, что установление МНО на 90% закроет все лазейки для нелегального сельхозпроизводства.

Какие ограничения отменяются?

Закон вводит поэтапную отмену действующего запрета на отчуждение земельных участков с/х назначения частной собственности с рядом ограничений, которые в основном сводятся к ограничению их приобретения определенными субъектами, а также ограничению концентрации земли до определенной площади в «одни руки».

В частности, Законом предусмотрены следующие основные сроки запуска оборота права собственности на с/х землю:

  • в период с 1 июля по 1 января 2024 года – между гражданами Украины, государством, территориальными общинами;
  • с 1 января 2024 года – с участием юридических лиц, созданных по законодательству Украины, с определенными ограничениями;
  • после принятия решения на референдуме – с участием иностранных юридических лиц и граждан.

В то же время, запрет отчуждения земель государственной и коммунальной собственности остается в силе. Исключением будут земли крестьянского (фермерского) хозяйства государственной и коммунальной собственности, принадлежащие гражданам на праве постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения. Такие лица имеют право их выкупить с рассрочкой оплаты до 10 лет.

Условия приватизация земель государственной и коммунальной собственности остаются неизменными. Кроме того, земельный фонд государственной и коммунальной собственности в дальнейшем возможно будет получить в аренду на земельных торгах.

Важным изменением является также отмена запрета на изменение целевого назначения земель в установленном порядке, что позволит удовлетворить потребности других отраслей.

На что могут рассчитывать иностранные инвесторы

Иностранные юридические и физические лица, кроме резидентов государства–агрессора или оккупанта, других государств, находящихся под санкциями, смогут приобрести в собственность земли с/х назначения при условии принятия такого решения на референдуме.

Если такое решение будет принято, Закон предоставляет в дальнейшем почти равные возможности иностранцам по сравнению с отечественными субъектами хозяйствования.

В таком случае инвесторы смогут осуществлять свою деятельность через юридическое лицо, созданное по законодательству Украины.

Читайте также:  Что такое региональный представитель

Наряду с этим, напомним, что приобретение иностранными субъектами земельных участков в аренду остается неизменным, – последние имеют право арендовать с/х земли на равных условиях с юридическими лицами и гражданами Украины.

Пересмотр Закона на соответствие Конституционным Судом Украины

Несмотря на довольно «урезанный» формат изменений, который вводит Закон, до сих пор продолжаются дискуссии относительно законности изменений, которые вносятся. В частности, основные дискуссии ведутся вокруг соответствия положений Закона Конституции Украины, которые позволяют приобретать право собственности на земли с/х назначения другими субъектами, помимо граждан Украины.

На сегодняшний день представления народных депутатов касательно проверки соответствия положений Закона Конституции Украины находятся на рассмотрении Конституционным Судом Украины, и окончательная точка в этом вопросе еще не поставлена.

***

Таким образом, принятие Закона безусловно является первым шагом в реформировании рынка с/х земли. Определенная этапность запуска оборота рынка земли дает всем его участникам дополнительное время для надлежащей подготовки к нему. Наряду с этим, аренда земли не меняет своего статуса в случае смены собственника земли, потому прогнозируемо останется приоритетным инструментом на аграрном рынке.

Возможна ли аренда доли земельного участка

Исходя из норм Закона Украины «Про аренду», объектом аренды может быть только целый земельный участок, что означает, что аренда части земельного участка невозможна.

Вместе с тем, владелец может заключить договор аренды сразу с несколькими арендаторами, таким образом, распределив между ними и сам участок, и обязанность по уплате арендной платы. Однако при заключении такого договора настоятельно рекомендуется проконсультироваться с юристом.

Что касается аренды паёв, то владельцы сертификатов на пай до выделения им земельного участка в натуре имеют право заключить договор аренды (договор должен соответствовать вышеперечисленным условиям обычного договора аренды земельного участка, в том числе в части определения размера арендной платы).

После выделения земли на местности такой договор нужно будет перезаключить на таких же самых условиях, однако со ссылкой на данные государственного акта на землю.

Можно ли будет продать землю, если пай в аренде?

Можно. Никто не сможет запретить собственнику земли распорядиться ею на свое усмотрение. При этом нужно учитывать, что арендатор будет иметь преимущественное право приобрести такой земельный участок. Он может передать свое преимущественное право другому лицу, о чем должен письменно уведомить собственника земли, отмечает Никита Кочерба, юрист международной юридической службы Interlegal.

Если собственник решит продать землю, он должен сначала предложить ее арендатору. При продаже третьему лицу от арендатора нужно получить согласие о том, что он не хочет использовать свое преимущественное право, в противном случае нотариус может отказаться заверить сделку. Если арендатор отказывается давать согласие на продажу, то, скорее всего, придется подождать окончания действия договора аренды.

Кому запрещается владеть землей?

Принятый закон содержит довольно широкий перечень субъектов, которые не смогут покупать земли сельхозназначения в Украине. Это касается:

  • физических лиц-граждан других стран;
  • иностранных юридических лиц;
  • юридических лиц, членами, акционерами или собственниками которых являются граждане государства, признанного Украиной государством-агрессором или государством-оккупантом;
  • юридических лиц, конечные владельцы которых зарегистрированы в оффшорных зонах или их невозможно установить;
  • физических и юридических лиц, в отношении которых применены различные экономические санкции;
  • лиц, которые имеют или имели отношение к террористическим организациям;
  • юридических лиц, которые созданы по законодательству Украины, но находятся под контролем других юрлиц, зарегистрированных в государствах из черного списка FATF (страны, которые недостаточно борются с отмыванием денег).

Более жесткое ограничение установлено для покупки земель, расположенных в зоне за 50 км до государственной границы. Они могут быть в собственности только украинских граждан и юридических лиц. Иностранцы могут получить право покупать землю после положительного голосования на референдуме. Но даже после этого не смогут владеть землями, расположенными в 50-километровой зоне.

Зачастую решение земельных вопросов, особенно в случае, когда арендодателем является государство, происходит в виде торгов. Однако не во всех ситуациях торги уместны. Согласование земельных отношений возложены на исполнительные и местные органы власти. Поэтому согласно порядку, установленному ЗКУ, при изъявлении желания взять в аренду землю в Украине ходатайство и прочие документы заявителя подаются в соответствующие органы.

Торг может не происходить в случаях, когда изъявлено желание арендовать земельный надел в следующих целях:

  1. Для ведения личного фермерского хозяйства.
  2. Для выращивания садовых культур.
  3. Под возведение жилого дома или индивидуального дачного строения.
  4. Для хозяйственных построек.

Еще один метод оценки земли предполагает сравнение стоимости ее аренды и корреляции в сторону ориентировочной цены продажи. Как ориентир берут стоимость земли в ЕС и смотрят, за сколько ее можно арендовать. Например, самый дорогой гектар — в Нидерландах, там за него просят более 60 тысяч долларов, а в аренду сдают за 600 долларов в год. То есть, владелец зарабатывает всего 1% его стоимости.

Читайте также:  Маткапитал-2023: как потратить ₽779 тыс. на улучшение жилищных условий

Самое высокое соотношение арендных ставок и цен — в Литве (4%) и Болгарии (около 6%). В этих странах цены на землю относительно низкие по сравнению с экономической отдачей. По оценкам VoxUkraine, если в Украине соотношение арендных ставок и цен будет таким же, как в ЕС, следует ожидать, что средняя цена на землю составит около 3 тысяч долларов за гектар.

Какой будет процедура покупки земли?

Принятый закон прямо не регулирует вопросы процедуры купли-продажи земли, но он содержит три существенных нововведения к обычной процедуре купли-продажи земельного участка. Сегодня она включает нотариальное заверение договора о покупке-продаже с внесением данных о новом владельце в кадастр. Со вступлением в силу нового закона:

  • Покупатель будет проверяться на предмет возможности приобретения им земли в определенных размерах. Порядок такой проверки должен утвердить Кабинет Министров. Сейчас он не выписан.
  • Покупка будет возможна только в безналичной форме. Для этого покупателю нужно открыть счет в банке.
  • Должны быть документально подтверждены источники происхождения средств для покупки земли.

Подобная процедура предусмотрена, чтобы минимизировать создание различных нелегальных схем на подставных людей с целью скупки земель.

Предсказания экстрасенсов

А вот экстрасенсы в своих предсказаниях о будущем Украины в целом не противоречат мнению аналитиков. Если обобщить все пророчества, всех жителей Украины ожидает непростой год:

  • Чётких ответов никто не даёт. Однозначных путей, как изменить будущее Украины в лучшую сторону, экстрасенсы не дают. Однако единственное, что поможет украинцам преодолеть кризис – это здравый образ мысли и отказ от агрессивной риторики в сторону России. Только отказавшись от войны, можно сосредоточиться на внутренних проблемах. Поэтому смена правящей верхушки на более лояльную — жизненно необходима.
  • Стабильность. Наиболее приоритетной задачей, кроме военных действий, для правительства Украины является поиск оптимального решения социальных вопросов и стабилизация экономической и политической жизни в стране.
  • Внешний долг. МВФ продолжит выдавать кредиты и оружие Украине, что поможет удержаться на плаву и сыграет на руку действующей власти. Однако, с каждым днём беспристрастность действий украинских политиков всё больше будет ставиться под сомнение.

Аренда земли: земли оздоровительного назначения

К землям оздоровительного назначения относятся земли, имеющие природные лечебные свойства, которые используются или могут использоваться для профилактики заболеваний и лечения людей.

В отношении земель оздоровительного назначения п. 3 ст. 48 Земельного Кодекса Украины прямо предусмотрено, что земли оздоровительного назначения запрещено передавать в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам только для деятельности, несовместимой с охраной природных лечебных свойств и отдыхом населения. Других ограничений нет, поэтому передавать в такую землю в аренду можно, но с обязательным указанием целевого использования с учетом запрещений, оговоренных указанным пунктом.

Рынок земли в Украине – отмена моратория на продажу

В условиях интеграции Украины в мировые экономические процессы именно агропромышленный комплекс становится основным направлением экономического развития государства. Отсюда – потребность в четком урегулировании земельных отношений и возможности свободно распоряжаться собственным имуществом.

Первый проект закона о создании рынка земли в Украине разработан Министерством экономики, торговли и сельского хозяйства, основными тезисами также поделился министр Т. Милованов на своей странице в Facebook. Однако после публикации проекта на сайте украинского парламента заметны некоторые отличия в тезисах. Попробуем разобраться в истинной картине и последствиях, которые принесет Украине рынок земли.

По мнению автором правительственного закона, документ четко сформирует понятие законодательного поля для введения оборота земельных участков с/х назначения. Второй важный момент – проект предусматривает возможность собственников свободно распоряжаться своим имуществом, а это, кстати, конституционное право, которое ранее реализовать было невозможно.

Инициаторы земельной реформы с запуском рынка земли в Украине считают, что после нововведения аграрный сектор сможет привлечь большое количество инвестиций, которые позволят активно развиваться и расширяться. Отсюда – рост стоимости украинской земли, обусловленный выходом большинства сделок из тени. По мнению Всемирного банка, снятие моратория позволит Украине ежегодно получать прирост ВВП на 1,6%.

Рынок земли в Украине – какие ограничения установит закон?

Отмена моратория вызвала массу бурных обсуждений, недовольства и критики. В частности, со стороны украинских арендаторов, которые буквально впадают в панику на фоне ужасающих историй из СМИ. Однако в реальности ситуация более привлекательна – в проекте заложены конкретные ограничения для будущих владельцев украинской земли. А именно:

  • при покупке участков юридических лиц, в том числе связанных ЮЛ с общим бенефициаром, разрешено приобретать не более 15% земельного фонда в конкретном регионе, не более 0,5% от общей площади в Украине;
  • арендаторам дается привилегированное право на приобретение участков, находящихся в аренде для сельского, лесного или рыбного хозяйства;
  • рынок земли в Украине будет доступен физическим и юридическим лицам, на которых распространяются санкции СНБО. То есть, граждане России или компании не получают запрета на приобретение украинских земель;
  • собственники/наследники участков, ведущие фермерское хозяйство на этой земле, смогут выкупить ее на протяжении 5 лет. При этом стоимость рассчитывается не в торгах, а по нормативной денежной оценке.
Читайте также:  Сколько действует справка о побоях для подачи заявления в полицию

Понижающие коэффициенты

Определен порядок применения понижающих коэффициентов к арендной плате за земельные участки (их части), на которых расположены возведенные после 1 января 2019 г. юридическими лицами капитальные строения (здания, сооружения), их части (п. 20 Положения № 160).

Площадь земельного участка (его части), приходящаяся на капитальные строения (здания, сооружения), их части, для применения коэффициентов определяется путем:

– деления общей площади земельного участка на общую площадь всех капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на этом земельном участке,

– умножения полученного значения на общую площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в части площади, приходящейся на земельный участок (его часть), в отношении которого применяется понижающий коэффициент.

Исчисление арендной платы с применением понижающих коэффициентов производится юридическими лицами с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата истечения годичного, двухлетнего, трехлетнего или четырехлетнего периода соответственно с даты приемки в эксплуатацию возведенных капитальных строений (зданий, сооружений), их частей.

Исключается возможность применения юрлицами понижающих коэффициентов к размеру ежегодной арендной платы за земельные участки (их части), на которых расположены возведенные после 1 января 2019 г. капитальные строения (здания, сооружения), их части и принятые в эксплуатацию на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов о принятии самовольных построек в эксплуатацию (п. 6 Указа № 160).

Исключена возможность применения юрилицами льгот в отношении:

– земельных участков, предоставленных для размещения опытных полей, используемых для научной деятельности (подп. 5.4 п. 5 Положения № 160);

– земельных участков (их частей), на которых расположены впервые введенные в действие капитальные строения (здания, сооружения), их части в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию, если эти капитальные строения (здания, сооружения), их части приняты в эксплуатацию на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов о принятии самовольных построек в эксплуатацию (подп. 5.43 п. 5 Положения № 160).

До 1 января 2025 г. освобождены от арендной платы земельные участки общественных объединений инвалидов, их унитарных предприятий и учреждений (подп. 5.22 п. 5 Положения № 160).

Закреплено право решениями местных исполкомов или администраций СЭЗ уменьшать, но не более чем в два раза, размер ежегодной арендной платы отдельным категориям арендаторов с 1 января года, в котором принято такое решение. Однако это должно быть прямо предусмотрено в этом решении (п. 16 Положения № 160).

При отсутствии в решении соответствующей записи исчисление и уплата юрлицом арендной платы в уменьшенном размере производятся с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.

Льгота физлицам по арендной плате предоставляется теперь только за один земельный участок, предоставленный в аренду для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме (подп. 12.4 п. 12 Положения № 160).

Одновременно установлен порядок применения такой льготы при наличии у такого физлица нескольких участков: она предоставляется в отношении одного земельного участка, за который размер ежегодной арендной платы больше, чем размер ежегодной арендной платы в отношении иных таких земельных участков.

Если размер ежегодной арендной платы за два и более земельных участка, предоставленных в аренду для указанных целей, равен между собой, льгота предоставляется в отношении земельного участка, предоставленного в аренду арендатору (право аренды на который перешло к нему) ранее других.

Перенесен на более поздний период срок для предоставления налоговыми органами в местные исполнительные комитеты (администрации свободных экономических зон) информации о льготах по арендной плате, использованных гражданами – индивидуальными предпринимателями, – не позднее 1 октября года, следующего за календарным годом, в котором использованы такие льготы (п. 29 Положения № 160).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *