«Межрегиональное объединение проектировщиков и экспертов»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Межрегиональное объединение проектировщиков и экспертов»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Федеральный закон № 315 о лицензировании деятельности строительных организаций был принят в 2007 г. Лицензия давала право работать в профильной отрасли. В 2010 лицензии были заменены на свидетельство о допуске. Работы, по которым требовалось разрешение, были утверждены Приказом № 624 Минрегиона РФ от 30.12.2009. Значимой вехой в системе саморегулирования стал ФЗ № 372, который отменил допуски. Сегодня для легальной деятельности в сфере строительства необходимо оформить членство в СРО и иметь выписку из реестра саморегулируемой организации. Централизованно контролировать деятельность большого количества фирм для государства проблематично. Намного эффективнее, когда профессионалы в своей отрасли, объединившись, сами регулируют свою деятельность. Правительству остаётся только корректировать перечень таких объединений.

Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;

2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;

8) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;

9) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация имеет право:

1. от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

2. участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

3. запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

Виды СРО:

1. СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта (СРО строительное).

СРО в строительстве – это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которая основана на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

2. СРО в области архитектурно-строительного проектирования (СРО проектное).

СРО в проектировании – это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которая основана на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование.

3. СРО в области инженерных изысканий (СРО изысканий).СРО изыскателей – это некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которая основана на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц выполняющих инженерные изыскания.

Читайте также:  Закон о тишине в 2023 году: изменения и штрафы

История и назначение законодательства по СРО

Федеральный закон № 315 о лицензировании деятельности строительных организаций был принят в 2007 г. Лицензия давала право работать в профильной отрасли. В 2010 лицензии были заменены на свидетельство о допуске. Работы, по которым требовалось разрешение, были утверждены Приказом № 624 Минрегиона РФ от 30.12.2009. Значимой вехой в системе саморегулирования стал ФЗ № 372, который отменил допуски. Сегодня для легальной деятельности в сфере строительства необходимо оформить членство в СРО и иметь выписку из реестра саморегулируемой организации. Централизованно контролировать деятельность большого количества фирм для государства проблематично. Намного эффективнее, когда профессионалы в своей отрасли, объединившись, сами регулируют свою деятельность. Правительству остаётся только корректировать перечень таких объединений.

Когда надо вступать в СРО

С 1 января 2010 года было прекращено действие лицензий на проектирование, строительство и инженерные изыскания для зданий и сооружений, а вместо них обязательным стало участие в соответствующей саморегулируемой организации, если организация или индивидуальный предприниматель планируют проводить работы, указанные в Перечне видов работ (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624).

Если планируемые вами работы не указаны в Перечне, то вступать в СРО необязательно. Если есть, но при этом помечены звездочкой *, то допуск СРО требуется, только если объект, на котором будут производиться эти работы, указан в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ.

Перечень не распространяется на следующие объекты:

  • не требующие выдачи разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (гаражи, не предназначенные для ведения предпринимательской деятельности, киоски, навесы, строений и сооружений вспомогательного использования и др.);
  • на объекты индивидуального жилищного строительства, с количеством не более трех этажей.

Таким образом, существует большой объем строительных работ, для которых допуск СРО, а значит, и вступление в саморегулируемую организацию не требуется. Например, не нужен допуск для отделочных и малярных работ, установки окон, работ по благоустройству, индивидуального малоэтажного строительства.

При этом заказчик может потребовать от подрядчика членства в СРО, а условие о допуске саморегулируемой организации может быть обязательным для выполнения работ по государственному заказу.

Для вступления в СРО организация или индивидуальный предприниматель должны выполнить ряд требований:

1.Подготовить необходимый пакет документов. В качестве примера приведем перечень документов одной из СРО:

  • заявление для получения свидетельства о допуске;
  • копии Устава, выписки из ЕГРЮЛ, свидетельства ИНН, протокола о назначении директора;
  • сведения о количестве руководителей и специалистов;
  • копии трудовых договоров, трудовых книжек, дипломов, удостоверений о повышении руководящих работников и специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по профилю заявляемой деятельности;
  • сведения о количестве рабочих с квалификацией не ниже 3 разряда;
  • схему производственной структуры организации;
  • сведения о технических средствах, в том числе привлекаемых на договорной основе;
  • сведения о зданиях, сооружениях, помещениях, используемых для осуществления заявленных видов работ (в том числе временных и вспомогательных);
  • сведения об обеспечении заявленных видов работ нормативно-технической и технологической документацией;
  • сведения о видах строительной деятельности, выполняемые организацией на объектах капитального строительства;
  • сведения о системе контроля качества СМР, строительных материалов конструкций и изделий.

Дополнительно СРО может запрашивать бухгалтерскую и налоговую отчетность, локальные документы об охране труда, сведения о строительной деятельности и профессиональной репутации кандидата, свидетельства об аттестации собственной лаборатории или договора с такой лабораторией и др.

2.Пройти проверку представленных документов контрольным управлением СРО. Некоторые саморегулируемые организации не ограничиваются только камеральной проверкой (чисто документальной), а устраивают выездную проверку для проверки реальной деятельности кандидата.

3. Оплатить взносы для участия в СРО: вступительный, членский, целевой, а также взнос в компенсационный фонд.

Основополагающим законодательным актом, регламентирующим правовой статус саморегулируемых организаций (далее — СРО) в России, является Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон N 315-ФЗ). Помимо этого, особенности правового положения данных организаций определяются также федеральными законами, регулирующими правоотношения в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности (например, Законом о рекламе [1], Законом об оценочной деятельности [2]). Действие Закона N 315-ФЗ не распространяется только на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй, жилищных накопительных кооперативов. Деятельность таких СРО урегулирована специальными федеральными законами.

Основную цель, которую преследовали законодатели при введении института саморегулирования, можно определить как осуществление перехода к самоорганизации бизнеса в некоторых сферах экономики. Для этого СРО наделяется публично-правовыми полномочиями по установлению стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности членов СРО, а также по обеспечению соблюдения этих стандартов и правил. Тем самым государство делегировало участникам рынка часть своих контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определенной сфере экономики. Объясняется это тем, что государство стремилось отказаться от госнадзора за самой деятельностью и заменить его лишь надзором за результатом такой деятельности.

Читайте также:  Курсы для водителей погрузчиков в Екатеринбурге

Помимо этого, государство будет взаимодействовать не со всеми субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности, а только с их объединенными структурами — СРО. Так, согласно ст. 23 Закона N 315-ФЗ госконтроль (надзор) за деятельностью СРО осуществляется в порядке, который предусматривается федеральными законами, регулирующими статус СРО в конкретной сфере экономики (см., например, ст. 55.19 ГрК РФ, ст. 24.5 Закона об оценочной деятельности, ст. 22 Закона об аудиторской деятельности [3]). Соответственно, с появлением СРО в той или иной сфере лицензирование деятельности в ней отменяется. Примером тому может послужить введение системы саморегулирования в строительстве, которая заменила собой систему лицензирования работ в строительной деятельности.

Правовые формы деятельности саморегулируемых организаций

Саморегулирование в соответствии с законодательством РФ осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации. Так, СРО являются ключевым элементом и одновременно правовой формой механизма саморегулирования в России. В соответствии с Законом о СРО саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных данным Законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Таким образом, можно выделить следующие признаки саморегулируемой организации.

Уведомительный и разрешительный порядок создания СРО

В зависимости от порядка признания некоммерческой организации в качестве саморегулируемой, СРО делятся на:

— создаваемые в уведомительном порядке;

— создаваемые в разрешительном порядке.

Уведомительный порядок означает, что некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО (ч. 6 ст. 3 Закона о «О саморегулируемых организациях»).

Разрешительный порядок создания саморегулируемых организаций предполагает приобретение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой с момента получения специального разрешения (например, выдаваемого некоторым СРО Банком России на основании ст. 57 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»).

К основным признакам СРО относятся:

1) СРО — некоммерческая организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2) СРО создается для достижения определенных целей, а именно для разработки и установления стандартов и правил предпринимательской деятельности, а также контроля за соблюдением требований данных стандартов и правил;

3) СРО основана на членстве. Саморегулируемые организации могут создаваться только в форме некоммерческих организаций, предусматривающих членство. К таким организациям в соответствии относятся общественные объединения, некоммерческие партнерства и др.;

4) СРО — это объединения предпринимателей, построенные по профессиональному или отраслевому признаку. Как правило, объединение субъектов предпринимательской деятельности осуществляется исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо по совокупности признаков, объединяющих субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Какие преимущества дает членство в СРО? Стандартная гослицензия предоставляет предпринимателям только право на осуществление работ, без каких-либо дополнительных выгод. Став членом саморегулируемого объединения значит, что организация получает возможность:

  • принимать участие в госзакупках и других тендерах, к которым допускаются исключительно организации – действующие члены СРО;
  • пользоваться ресурсами объединения с целью повышения квалификации сотрудников;
  • получать бухгалтерскую и юридическую поддержку;
  • возмещать собственные убытки или ущерб, причиненный третьим лицам, с помощью ресурсов компенсационных фондов организации;
  • обмениваться опытом и наработками с компаниями, занимающимися аналогичной деятельностью.

Кроме этого, наличие лицензии СРО — это знак качества для предпринимателя, повышающий его имидж и выгодно выделяющий на фоне конкурентов.

Что такое СРО: понятие

Термин расшифровывается так: СРО — это объединение ИП и юридических лиц, занимающихся общим видом деятельности. Тот, кто строит здания, вступает в строительные СРО. Кто проектирует — в проектное, изыскатели — в изыскательское.

Строительные СРО появились в 2009 году, придя на замену государственному лицензированию. Обязательными они стали с 2011 года. Основные законы, связанные с ними — это ФЗ № 315 и 372.

Читайте также:  Какие выплаты положены при рождении двойни

Указанные три вида СРО регистрируются в Ростехнадзоре и регулярно планово проверяются на соблюдение требований.

Идея создания таких объединений в том, чтобы уйти от не всегда эффективного госрегулирования и повысить качество контроля за участниками рынка.

Ответы на вопросы читателей

Есть ли четкие государственные стандарты по требованиям к численности персонала строительной фирмы, образованию, стажу сотрудников и руководства?

Требования устанавливают сами СРО, но в целом они не слишком отличаются друг от друга. Например, обязательное минимальное число специалистов с высшим профильным образованием зависит от масштабов фирмы и составляет от 3 до 115 человек в строительстве, от 3 до 45 человек в проектировании и от 3 до 20 человек в инженерных изысканиях. У таких специалистов должно быть не менее 5 лет стажа по профессии, и не реже раза в 5 лет они должны проходить повышение квалификации.

Можно ли при выходе из СРО вернуть взносы?

Вступительный и членские взносы не возвращаются. Взносы в компенсационные фонды можно вернуть, если выход из СРО был добровольным либо в связи с реорганизацией СРО. Также ранее уплаченные взносы можно перевести в другую СРО. Обратите внимание: взносы не вернутся, если ранее производилась выплата из компенсационного фонда в счет возмещения вины вашей компании – в любом размере.

Если все требования соблюдены, а СРО отказывается вернуть взносы, участник вправе подать иск в арбитражный суд.

В России действует свыше тысячи саморегулируемых организаций в различных сферах экономической деятельности. Вступление в СРО дает возможность компании выйти на более высокий уровень бизнеса, получить новые стимулы к развитию. А в некоторых случаях – например, в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях – является обязательным условием для участия в крупных тендерах.

СРО представляет собой некоммерческое партнерство, члены которого занимаются одним видом деятельности. Саморегулируемая организация вырабатывает стандарты этой деятельности и отслеживает их выполнение.

Участники СРО осуществляют своего рода взаимное страхование, формируя специальные компенсационные фонды. Из них оплачивается нанесение вреда третьим лицам в результате нарушения стандартов членами СРО, а также возмещается ущерб госзаказчикам, если состоящая в СРО компания не исполняет свои обязательства по контракту.

Чтобы стать членом саморегулируемой организации, необходимо собрать внушительный пакет документов, но и при этом можно получить отказ, если вы уже состоите в другом СРО, документов не хватает либо ваши возможности не соответствуют принятым в СРО стандартам.

Члены СРО уплачивают вступительный взнос, а также регулярные взносы. В целом получаются довольно внушительные суммы, но если вы планируете всерьез завоевывать рыночные высоты, без таких расходов не обойтись. Членство в СРО значительно повышает доверие заказчиков к фирме, в случае неприятностей вам не придется самостоятельно оплачивать крупное возмещение, плюс вы получаете доступ к базе знаний СРО, а ваши сотрудники проходят постоянное переобучение.

Покинуть СРО можно по собственному желанию, по причине реорганизации или прекращения деятельности либо из-за нарушения правил и стандартов саморегулируемой организации.

Правовой статус саморегулируемых организаций

Основная цель саморегулируемых организаций — регулирование и обеспечение деятельности профессионалов в том или ином сегменте экономической деятельности. Общие регулятивные и охранительные меры часто устанавливают более высокий уровень требований к участникам, чем акты государственных органов. Это объяснимо, так как многие сферы деятельности требуют узкого профессионализма, собственных внутренних правил и регламентов. Поэтому и управлять здесь должны не просто менеджеры, а профессионалы, разбирающиеся во всех тонкостях своего ремесла.

Те СРО, которые были созданы в соответствии с отраслевыми законами, были некоммерческими организациями (в том числе общественными объединениями). Их функции — в представлении законных интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Функция регулирования выражается в разработке и установлении обязательных для выполнения своими членами правил профессиональной деятельности, внутренних правил и стандартов деятельности и профессиональной этики. Они также контролируют деятельность своих членов на предмет соблюдения законодательства и установленных правил, рассматривают жалобы на их действия.

Отраслевое законодательство предусматривает, что саморегулируемые организации ведут реестр своих членов. Они формируют компенсационный (гарантийный) фонд или имущество общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных их членами при осуществлении ими своей деятельности, могут создавать третейские суды для разрешения разногласий между членами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *