Расчет накладных расходов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет накладных расходов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основной формой планирования затрат предприятия являются сметы, которые разрабатываются как в целом по организации, так и по центрам ответственности или по местам возникновения затрат. Могут составляться сметы и по назначению затрат (производственные затраты и накладны расходы), а также по видам продукции, работ, услуг.

Какие накладные расходы нормируют

Нормирование расходов предусмотрено только в строительстве (постановление Госстроя России «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ» от 05.03.2004 № 15/1) и химической промышленности (приказ Минпромнауки России «Об утверждении Методических положений по планированию, учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях химического комплекса» от 04.01.2003 № 2).

Также в налоговом учете некоторые накладные расходы необходимо нормировать.

Мы говорим о расходах:

  • на рекламу;
  • добровольное страхование;
  • представительские расходы;
  • формирование резервов по гарантийному ремонту и обслуживанию;
  • проценты по долговым обязательствам по контролируемым сделкам и задолженности;
  • формированием резервов по сомнительным долгам.

Расчет процента накладных расходов от прямых затрат

Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам. Сам расчет этого соотношения достаточно прост: сумму накладных расходов делим на сумму прямых затрат или на величину одного из видов прямых расходов. Для выражения величины соотношения в процентах частное от деления умножают на 100%.

Первый такой расчет делается по плановой калькуляции (смете). В дальнейшем его результаты уточняются по мере накопления фактических данных. Для определения устойчивой величины соотношения прямых затрат и накладных расходов, обеспечивающих высокий уровень достоверности прогнозных расчетов, необходимо обработать фактические данные за достаточно продолжительный период.

Об организации учета затрат читайте в материале «Система учета производственных затрат и их классификация».

Как выполняется расчет накладных расходов

Себестоимость конечной цены ГП – стоимостное выражение затраченных при производстве изделий ресурсов. Чтобы корректно определить стоимость продукции, необходимо не только включить в цену прямые затраты, но и не забыть про часть НР. При ценообразовании накладные расходы и сметная финансовая прибыль закладываются в специальную проектно-сметную документацию в целях бюджетирования, анализа и последующего контроля показателей. В процессе важно отталкиваться от общих методов формирования таблиц, но данные устанавливаются отдельно по каждому виду товара или услуги. Таким образом, основной целью плановой калькуляции является определение потребления накладных расходов и прямых на единицу изделия. Стоимость рассчитывается с учетом заложенной прибыли и налогов.

Структура накладных расходов в строительстве

В сметной стоимости уровень накладных расходов отражает среднеотраслевые необходимые затраты, входящие в цену строительной продукции. Выше в краткой форме было перечислено, что входит в накладные расходы в строительстве. Следует также отметить, что МДС 81-33.2004 предусматривают расчет в смете накладных расходов в зависимости от уровня цен. То есть нормативы накладных расходов зависят от уровня цен сметной документации. Текущие цены — это цены на данный момент, то есть на момент составления сметной формы. А базисные цены — это уровень цен 2001 года. Таким образом, размер накладных расходов в строительстве, как было указано выше, считается по формулам, приведенным в МДС 81-33.2004. Для более ясного понимания того, как считать накладные расходы в смете, на рисунке 1 приведены примеры формул из вышеуказанного МДС.

Нормы накладных расходов и сметной прибыли в строительстве

Накладные расходы и сметная прибыль в строительстве — понятия очень близкие друг к другу, поэтому при ответе на вопрос, что это — НР и СП в смете, следует иметь представление об обоих понятиях. Как уже было отмечено, распределение накладных расходов в строительстве по статьям затрат довольно широко на разные виды затрат. Сметная прибыль же включает в себя, как можно понять из названия, прибыль предприятия при строительстве любого объекта. Норматив накладных расходов и сметной прибыли в сметных формах может быть подсчитан одной строкой при подведении итогов, или же в каждой позиции сметы. Это будет зависеть от требований к сдаче сметной документации для проверки и утверждения в каждом конкретном случае.

Норма накладных расходов и сметной прибыли в строительстве имеет схожие черты в подсчете. И если есть метод, как посчитать накладные расходы в смете, то, очевидно есть и алгоритм подсчета размера сметной прибыли для каждого вида работ. Это касается и того, что учтено в накладных расходах в смете, ведь при учете сметной прибыли так же существует свой порядок и нормативы. Как можно увидеть на рисунке 2, существуют нормативы сметной прибыли по видам работ.

Коэффициент накладных расходов

При определении цены реализации и для дальнейшего планирования важно определить величину, позволяющую увидеть соотношение прямых и накладных расходов, то есть вычислить процент накладных расходов от прямых затрат.

Для этого сумма накладных расходов делится на сумму прямых расходов (или на сумму одного из видов прямых затрат), а результат умножается на 100%. Чем продолжительнее будет период, за который берутся данные для вычисления, тем точнее будет полученное соотношение.

Пример

Общая сумма накладных расходов на предприятии за 2016 год составила 25500 тыс. руб., а зарплата основных рабочих за тот же период – 23100 тыс. руб. Процент накладных расходов составил:

25500 тыс. руб. / 23100 тыс. руб. х 100 = 110,4%

В 2017 г. решено снизить накладные расходы до 70%, для чего проведено сокращение непроизводственного штата. В результате годовая сумма накладных затрат предприятия, при том же размере ФОТ основного персонала, составит 16170 тыс. руб. (23 100 тыс. руб. х 70%).

Зачем учитывать накладные расходы

Цель учета затрат — планирование прибыли, на которую влияют понесенные издержки. Представим, что предприниматель Скворцов производит кресла. Расходы на одно изделие составляют 10 тысяч рублей. Скворцов заранее посчитал эти траты, закупил сырье, запланировал, сколько отдаст рабочим, и учел накладные расходы. Эти расчеты позволят установить цену конечного товара, которая, естественно, будет выше себестоимости.

Читайте также:  В каких случаях требуется согласие супруга при дарении квартиры в 2023 году

Практически при любом производстве придется считать не только прямые расходы, но и косвенные (накладные). Вторые посчитать трудно, они зависят от вида продукции, непредвиденных ситуаций, расширения производства, подписания новых договоров и многое другое.

Чтобы точнее посчитать себестоимость продукта, стоит учесть и распределить накладные расходы пропорционально прямым. Этот процесс называют “калькуляцией издержек”.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Накладные производственные расходы

Сбор накладных расходов производственного назначения осуществляют на счете 25, открываемом для каждого из счетов, предназначенного для формирования прямых затрат. Соответственно, организация аналитики расходов на нем будет определяться отнесением их:

Перечень статей производственных расходов делается существенно более широким, чем список прямых затрат, и может иметь достаточно высокую степень детализации, обусловленную запросами предприятия к глубине аналитики затрат, разбиваясь на несколько уровней. Статьи, выделяемые в этом перечне, могут делиться на такие, например, группы:

Подробнее о составе затрат в производственной себестоимости читайте в статье «Какие затраты включает производственная себестоимость продукции?».

Счет 25 по завершении каждого месяца подлежит закрытию с распределением собранных на нем сумм на виды продукции, создаваемые в соответствующем подразделении. Распределение это делают в пропорции к выбранной предприятием базе. Чаще всего такой базой становится либо один из основных видов прямых затрат (материалы или зарплата), либо общий объем прямых расходов. На счетах учета прямых затрат попавшая туда доля накладных производственных расходов не будет разбиваться на составные части, а войдет в состав затрат с единой аналитикой «общепроизводственные расходы».

Размер накладных расходов в калькуляции

Вычисление процента накладных расходов – важный аспект в работе компании. На полученных результатах базируется составление калькуляции себестоимости продукции компании. Т.е. рассчитать накладные расходы в калькуляции, составляемой на определенный продукт, опираясь на полученные результаты расчетов по смете расходов компании, довольно просто, поскольку нормы и расчетные значения накладных фиксируются в учетной политике организации.

Впрочем, считать накладные расходы можно по-разному. В небольших компаниях накладные расходы определяют прямым счетом по всем статьям, крупные предприятия часто комбинируют различные методы, к примеру, рассчитывают процент по одним видам продукции и подсчитывают сумму затрат — по другим.

Сложнее определить, как признаются нераспределенные накладные расходы. Возникают они по разным причинам: в силу колебаний рыночных цен предприятие может реализовать продукцию по сниженным ценам, могут повыситься цены на исходное сырье, измениться затраты на обеспечение сохранности и перевозки товаров и др. Компаниями принимаются решения о признании таких затрат в качестве расходов в отчете о финансовых результатах за период, когда они были понесены, а затем производится пересчет накладных в бюджетной смете фирмы в период, также установленный в учетной политике фирмы.

Что такое накладные расходы?

Накладные расходы, которые часто называют операционными расходами, относятся к затратам, связанным с ведением бизнеса, которые нельзя связать напрямую с производством товаров и услуг. Это расходы, которые должно понести предприятие для того чтобы просто остаться в бизнесе, вне зависимости от степени успеха.
Накладные расходы включают в себя все издержки, которые отражены в финансовом отчете предприятия помимо тех затрат, которые относятся непосредственно к производству или продаже товаров или оказанию услуг. Гончарная глина и гончарный круг не относятся к накладным расходам, так как они напрямую связаны с производством. Арендная плата за помещение, где работает гончар, относится к накладным расходам, так как ее нужно платить вне зависимости от того, работает он в данный момент или нет.

Читайте также:  Как правильно оформить договор дарения недвижимости?

Анализ себестоимости продукции работ услуг

Рассмотрим пример анализа себестоимости услуг, оказываемых предприятием по элементам затрат, в таблице 2.

Таблица 2. Анализ себестоимости услуг по элементам затрат ООО «Автосервис» за 2014 – 2016 гг.

Наименование элементов затрат 2014 г. 2015 г. 2016 г. Изменения,
уд. вес, %
Изменения,
тыс. р.
тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. %

2015 г.
к 2014 г.

2016 г.
к 2015 г.

2015 г.
к 2014 г.

2016 г.
к 2015 г.

Материальные затраты

29,58

28,68

27,83

-0,90

-0,85

+229

+429

Затраты на оплату труда

5,73

6,73

6,84

+1,00

+0,11

+151

+134

Отчисления на социальные нужды

1,29

1,38

1,26

+0,09

-0,12

+22

+11

Амортизация

6,55

7,38

6,24

+0,83

-1,14

+144

+10

Прочие

56,85

55,81

57,82

-1,04

+2,01

+51

+11

Всего затрат

100,00

100,00

100,00

+1048

+1818

Себестоимость + норма прибыли

К себестоимости относятся все затраты, которые вы понесете в процессе оказания услуги. Основные расходы: «зарплата» (она может достигать 60-70% от всех издержек), налоги, расходы на аренду офиса или места в коворкинг-центре, расходы на рекламу (об этом часто забывают), расходы на программное обеспечение (как правило, разовые, но очень большие), технику, повышение своей квалификации и другие расходы.

Преимущества данного способа определения цен на услуги – простота. Себестоимость складывается из постоянных и переменных издержек, норма прибыли – исходя из желаемого дохода.

Минусы подхода – стоимость услуг не отражает реальную ценность услуги для клиента и может быть как выше, так и значительно ниже «разумной» цены, определенной исходя из ценности, получаемой клиентом.

Пример расчета цен на услуги по методу «себестоимость + норма прибыли»:

Вы оказываете услуги по написанию текстов и в среднем пишете 100 тыс. знаков в месяц. При этом ваши расходы на налоги, рекламу, аренду рабочего места и другие расходы за месяц составляют 10000 руб. Вам хочется зарабатывать 30000 руб. Значит, выполняя заказы в объеме 200 тыс. знаков вам нужно установить цену на услуги:

(10000 руб. + 30000 руб.) / 100 = 400 руб. за 1000 знаков

Что такое накладные расходы

Не все затраты в производстве переходят непосредственно в продукт и могут быть напрямую запланированы и учтены в его себестоимости. Тем не менее затраченные средства оказываются абсолютно необходимыми для изготовления продукции, ее реализации, продвижения на рынке, а также управления самой организацией.

Принятое в бизнесе понятие накладных расходов подразумевает траты, которые нельзя отнести непосредственно к технологическим процессам производства, сопровождающие процесс производства, но не входящие в стоимость работы и сырья. Другое название накладных расходов – косвенные издержки. Из указывают при планировании и составлении смет как фирмы в целом, так и отдельных структурных подразделений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *