Малый бизнес критерии 2023 и средний отнесения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Малый бизнес критерии 2023 и средний отнесения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Бизнес-объединение «Деловая России» сейчас готовит свой пакет предложений для правительства РФ о критериях отнесения компаний к субъектам МСП. В частности, предлагается учитывать занятость людей в различных отраслях, сообщил ТАСС сопредседатель организации Антон Данилов-Данильян.

Изменить численность по отраслям

«Основная идея выглядит следующим образом: всерьез подумать над тем, чтобы выделить какое-то количество отраслей, где труд явно превалирует. То есть, несмотря на высокое число занятых, по доходам они все равно остаются микропредприятиями. Например, уборка помещений: у них маленькие затраты на основные средства (ведра, швабры, пылесосы и так далее), а основное — это труд уборщиков или мойщиков стекол», — пояснил собеседник агентства.

Увеличение показателя численности поможет «все разумно маленькие и разумно средние компании вовлечь в учет», хотя сейчас они вынуждены ради сохранения льгот по налогам дробиться, что невыгодно государству, сказал Данилов-Данильян.

О мерах по расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам компаний с государственным участием

30 мая 2017 06:45

Постановление от 20 мая 2017 года №608. В соответствии с приоритетным проектом «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Направлено на расширение перечня крупнейших заказчиков в целях увеличения объёма закупок отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В частности, изменены критерии отнесения организаций к конкретным заказчикам регионального уровня – годовой объём выручки (величины активов) уменьшен с 2 млрд рублей до 500 млн рублей.

Также изменены критерии отнесения организаций к отдельным заказчикам, в отношении которых АО «Корпорация “МСП”» и органы исполнительной власти субъектов Федерации проводят мониторинг соответствия, – годовой объём выручки (величины активов) уменьшен с 50 млрд рублей до 40 млрд рублей (для заказчиков федерального уровня) и до 10 млрд рублей (для заказчиков регионального уровня).

  • Справка
  • Внесено
    Минэкономразвития России в целях реализации приоритетного
    проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
    (паспорт проекта утверждён по итогам заседания президиума Совета при Президенте
    России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 ноября 2016
    года).
  • В
    соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ
    «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
    Правительством России были установлены особенности закупок отдельных заказчиков
    у субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены постановлением Правительства от 11 декабря 2014 года №1352),
    а также порядок проведения оценки и мониторинга планов, проектов планов и
    вносимых в такие планы изменений конкретных заказчиков федерального и
    регионального уровней, проводимых акционерным обществом «Федеральная корпорация
    по развитию малого и
    среднего предпринимательства» (далее – АО «Корпорация “МСП”») или органами исполнительной власти
    субъектов Федерации (утверждён постановлением Правительства от 29 октября
    2015 года №1169).
  • В целях
    увеличения доли закупок заказчиками у субъектов малого и среднего
    предпринимательства подписанным постановлением в эти нормативные правовые акты
    внесены изменения.

Требования к средней численности сотрудников МСП

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников, установленные для каждой категории субъектов МСП.

Так, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, КФХ, ИП не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • от 101 до 250 человек – для средних предприятий;
  • до 100 человек – для малых предприятий;
  • до 15-ти человек – для микропредприятий.

Требования к доле участия в уставном капитале субъектов МСП

По общему правилу требования к доле участия в уставном капитале субъектов малого и среднего бизнеса таковы:

  • участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) могут владеть суммарно не более чем 25 % процентами долей в уставном капитале ООО, складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25 % процентами голосующих акций АО;
  • участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами МСП, могут владеть суммарно не более чем 49 % процентами долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49 % процентами голосующих акций АО.
Читайте также:  Законные и незаконные забастовки по ТК РФ, особенности проведения

Следовательно, компания малого или среднего бизнеса минимум на 51 % должна состоять из вкладов субъектов МСП.

На микропредприятия также распространяются эти ограничения по структуре уставного капитала.

В то же время предусмотренное ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, не распространяется:

1. на участников хозяйственных обществ — иностранных юрлиц, у которых доход, полученный от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250-ти человек. Исключение – иностранные ЮЛ, местонахождения которых включено в перечень офшорных зон;

2. на АО и ООО:

  • акции которых отнесены к акциям высокотехнологичного или инновационного сектора экономики;
  • деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
  • получивших статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
  • учредителями которых являются ЮЛ, включенные в утвержденный Правительством перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
  • участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25 %.

Критерии малых и средних предприятий в 2021-2023 году по численности сотрудников

В зависимости от статуса и ситуации организация имеет право иметь в своем штате определенное количество штатных сотрудников.

  1. Микро-предприятие: численность предприятия не должна превышать 15 человек
  2. Малое предприятие: численности должна составлять минимум 16 и максимум 100 человек включительно.
  3. Среднее предприятие: в первом случае численность не должна выходить за рамки от 101 до 250 человек. Второй случай, когда численность должна составлять от 251 до 1000 человек включительно, но в этом случае хозяйственные партнеры входят в утвержденный Минпромторгом.

Проверки микропредприятий

Процесс проверки организаций, относящихся к микропредприятиям, очень похож на процесс проведения аудита фирм, но все же наблюдаются определенные отличия. Опираясь на законодательство Российской Федерации, последние несколько лет процедура аттестации была заменена на специальную оценочную процедуру рабочего места. Микропредприятия тоже должны проводить подобные мероприятия внутри своих структур, но с учетом некоторых льгот. Закон гласит, что некоторые виды работников – фрилансеры и люди, работающие на удаленной работе, не нуждаются в обязательной проверке рабочего места.

Получается, что сотрудник и работодатель имеют право подписать документ, который будет позволять работнику работать в удаленном доступе без организации рабочего места и со свободным графиком работы. Это позволит микропредприятию исключить процедуру оценки рабочего места согласно законодательству.

Недостатки малого бизнеса

1. Ограничение в ресурсах

Для малого бизнеса требуются минимальные инвестиции, но в то же время они получают и меньше доходов. Как итог, чем меньше доходов – тем меньше путей для дальнейшего развития компании.

Так, например, средняя компания с годовым оборотом в 700 000 000 рублей имеет возможность приобретения нового оборудования стоимостью 3 000 000 рублей для производства новых товаров, в то время как малый бизнес, с оборотом до 100 000 000 рублей в год и чистой прибылью 200 000 рублей в месяц, вынужден будет копить на развитие.

2. Высокий уровень конкуренции

Малому бизнесу довольно трудно конкурировать со сторонними компаниями. Крупные компании развивают свой бренд, предоставляют клиентам выгодные условия покупки и работают на удержание целевой аудитории. В то время, как малый бизнес в подавляющем большинстве случаев предлагает «все как у всех». Из-за ограниченного дохода предприниматели не могут выстроить сильное конкурентное УТП.

Например:

  • нельзя давать скидки в 10–50%, так как это сильно повлияет на рентабельность;
  • запрещено предлагать клиентам комплексное сопровождение, так как в штате не хватает нужных специалистов, а нанимать их ради 1–2 клиентов невыгодно.

Недостатки крупного бизнеса

  1. Отсутствие у предпринимателя достаточного стартового капитала. Крупные компании на начальных этапах становления в любой отрасли экономики требуют серьезных финансовых вложений. Кроме того, могут возникнуть непредвиденные расходы при развертывании общенациональных операций, особенно во время кризиса в стране.
  2. Престиж компании в глазах потребителей повышается, если ее продукция сертифицирована. Однако получение патентов и лицензий часто связано с определенными трудностями и проверкой продукции на соответствие международным стандартам качества.
  3. В случае брака товара уровень доверия к производителю резко падает. В этом случае компания рискует обанкротиться: уходят высококвалифицированные специалисты, а банки отказывают компании в выдаче кредита.
  4. В крупной торговле существует большая вероятность нехватки оборотных денежных средств.
  5. Хозяйственные отношения в крупных предприятиях четко локализованы. Горизонтальные экономические связи возможны только в пределах компании.
  6. В плане управления крупные предприятия гораздо тяжелее, нежели мелкий или средний бизнес. В большинстве случаев взаимодействие между структурными подразделениями фирмы затруднено: экономическая гибкость в этом случае невысока. Контроль за исполнением инструкций и делегированием полномочий в крупных компаниях усложнен. Кроме того, отдельные структурные подразделения фирмы могут преследовать собственные цели, не соответствующие концепции фирмы.
  7. Излишняя концентрация экономической деятельности.
  8. В условиях сегодняшней российской действительности ключевая роль в развитии экономики принадлежит все же малому бизнесу. Крупные формы бизнеса, по сути, помогают переправлять денежные средства в казну государства, не занимаясь производством чего-либо.
Читайте также:  Программа «Молодая семья» – в Красноярске (Центральный район) в 2023 году

Кто не является субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП), а что относится к такому бизнесу: что это значит, определение

Основные критерии, по которым можно отнести организацию к той или иной категории, устанавливается государственными структурами. Причем главными требованиями тут остаются численность сотрудников (работников), а также размеры получаемого валового дохода. Досконально ознакомиться с ними можно, изучив законодательство Российской Федерации, а именно закон за номером 209-ФЗ, статью 4, выпущенный 24 июля 2007 года, где и дана подробная информация по этому вопросу.

Такие же показатели действительны для индивидуальных предпринимателей для разделения их на разные группы. То есть, с ними происходит все похожим образом, учитывается реальное количество сотрудников и годовая прибыль. Когда у ИП нет наемных работников, то размер будет определяться исключительно по размеру полученной выручки в случае ведения своего дела на патентной системе налогообложения.

Понятие среднего бизнеса

С развитием рыночных отношений в России стали появляться и предприятия: мелкие, средние, крупные. Попутно в научной литературе за ними закрепились термины: «малый бизнес», «средний», «крупный».

Интересно, что в законодательных актах, в публикациях чаще встречаются понятия «малый и средний бизнес» (МСБ), «средний и крупный», а о среднем бизнесе как об отдельном субъекте отношений говорят реже. В то же время он оказывает большое влияние на развитие национальных рынков мира. Предприятия, которые к нему относятся, создают рабочие места, занимаются производством новых видов товаров, стимулируют конкуренцию, а та, в свою очередь, способствует экономическому росту.

Выделяют и особенности среднего предпринимательства, а именно:

  • стремление к инновациям;
  • постоянное повышение качества предоставляемых товаров и услуг;
  • склонность к медленной адаптации на постоянно меняющемся рынке.

Есть данные, согласно которым около 30% мирового ВВП формируется именно в среднем бизнесе. В России этот показатель в 2018 году составлял около 20,2% для МСБ, но государство планирует увеличить цифру к 2025 году.

Предприятия среднего бизнеса чаще всего занимаются:

  • торговлей;
  • строительством;
  • производством товаров.

Также к этому сектору относятся: частные медицинские центры, компании, которые предоставляют различные услуги, в том числе в сфере IT.

Как правило, все они работают на внутреннем рынке, так как выход на мировые имеет всё же крупный бизнес.

Чтобы средний бизнес стал крупным, необходимо внедрить систему. Многие владельцы боятся систематизировать свои компании, потому что имеют ложные представления об устройстве системных компаний. Мы развенчали все мифы в новой статье.

I. Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.

Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.

I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:

1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):

а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • Российская Федерация,
  • субъекты Российской Федерации,
  • муниципальные образования,
  • общественные организации,
  • религиозные организации (объединения),
  • благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)

владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.

При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • иностранные юридические лица и (или)
  • юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,

должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.

Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.

Ограничение в отношении суммарной доли участия:

  • общественных объединений инвалидов,
  • иностранных юридических лиц и (или)
  • юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

не распространяется на:

  • участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
  • на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).
Читайте также:  Универсальное пособие на детей с 2023 года: что меняется

б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».

в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.

г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).

е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.

Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.

2. Среднесписочная численность работников за предшествующий включению в реестр календарный год для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств не должна превышать:

  • до 15 человек включительно для микропредприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий;
  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 1000 человек включительно для субъектов, которые входят в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 №1412.

В ст. 4 209-ФЗ приведены и характеристики среднего бизнеса — это хозяйствующие субъекты со среднесписочной численностью работников от 101 до 250 человек и с годовым доходом до 2 млрд руб. По сравнению с малыми средние предприятия включают целые сети компаний, работающие на большую потребительскую аудиторию. Эта предпринимательская форма осуществляет свою деятельность не только в пределах одного города, но иногда даже и области. По сравнению с малым бизнесом, где большая роль отведена персоналу, в среднем на первый план ставится качество товара (услуг). Таким компаниям несложно адаптироваться в меняющихся рыночных условиях. Вот примеры средних предприятий из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.10.2021:

  • АО «Артемовская золоторудная компания» — добыча металлических руд;
  • ООО «Хозрасчетная строительно-технологическая фирма “Фобос”» — строительство;
  • АО «Литейно-механический завод “Стройэкс”» — металлургия;
  • АО «Завод Химреактивкомплект» — производство лекарств;
  • АО «Авиа менеджмент групп» — воздушный транспорт.

Задачи национального проекта РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:

  1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчётности для предпринимателей, меняющих расчётно-кассовую технику.
  2. Обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы РФ в автоматическом режиме, освобождение от обязанности предоставлять отчётность, а также оплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.
  3. Упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объёмов льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
  4. Развитие инструментов фондового рынка для использования субъектов МСП в целях получения доступа к дополнительным источникам финансирования.
  5. Повышение доступности инструментов лизинга для субъектов МСП.
  6. Повышение доступности финансирования микро- и малого бизнеса за счёт микрофинансовых организаций (МФО) и краудфандинга.
  7. Создание цифровой платформы, ориентированной на информационную поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей.
  8. Обеспечение упрощённого доступа для субъектов МСП к мерам поддержки, услугам и сервисам организаций инфраструктуры развития МСП и сбыта товаров и услуг.
  9. Совершенствование нормативно-правового регулирования системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей.
  10. Повышение качества закупочной деятельности крупнейших заказчиков.
  11. Создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая ИП, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-техническая сфера, социальная сфера и экология.
  12. Модернизация системы поддержки экспортёров – субъектов малого и среднего предпринимательства.
  13. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.
  14. Формирование положительного образа предпринимателя.
  15. Выявление предпринимательских способностей и вовлечение в предпринимательскую деятельность лиц, имеющих предпринимательский потенциал и (или) мотивацию к созданию собственного бизнеса.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *