Глава 45. Формы таможенного контроля и их применение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 45. Формы таможенного контроля и их применение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главная стратегическая цель таможенного контроля – эта защита национальных экономических интересов; обеспечение экономического роста России и её союзников; создание благоприятных условий для иностранных инвестиций; защита интересов национальных производителей.

Проведение таможенного контроля

Порядок проведения таможенного контроля и какова его продолжительность?

Все зависит выбранной формы ТК. Проверка документов, осмотр или опрос физлица редко отнимают много времени. Как правило, опытному инспектору достаточно всего несколько минут на то, чтобы отделить из всей массы поступающих товаров и документов к ним товары, перемещаемые с нарушением законодательства. Досмотр может длиться несколько часов (его продолжительность зависит от количества досматриваемого груза, численности досматривающего персонала, имеющихся техсредств ТК, количества или полного отсутствия погрузчиков, кранов и прочей погрузочно-разгрузочной техники). Но даже когда товары были успешно выпущены, это еще не значит, что контроль завершился. В последние годы ФТС РФ многое сделала для постепенного переноса акцента таможенного контроля с этапа предшествующего выпуску товаров, на этап, следующий после выпуска. Это должно помочь максимально облегчить участникам ВЭД процесс прохождения таможенной очистки товаров, сократить его время, избавиться от очередей на таможне и излишнего простоя транспорта. Инспекторы вправе на протяжении трех лет с момента выпуска товаров поднимать выпущенные ДТ, сверять заявленные в них данные, запрашивать у декларанта дополнительные документы, или делать запрос в различные контролирующие органы (ФНС РФ, Минпромторг, Россельхознадзор, Росалкогольрегулирование, ФСБ РФ и др.). Это камеральная проверка (проще говоря, «камералка»). Если она выявит несоответствие между данными, заявленными в ДТ и реально имевшими место фактами (например, участник ВЭД продал больше зарубежных товаров, чем он указал в ДТ), тогда проводится выездная проверка. Иногда к ней привлекаются специалисты ФНС РФ, Россельхознадзора, ФСТЭК РФ, прокуратуры и других госорганов надзора и контроля.

Порядок проведения таможенного контроля

На территории ЗТК таможенные органы уполномочены осуществлять любые формы контроля.

Формы таможенного контроля:

  • Запрос и получение объяснений от участников ВЭД;
  • Проверка документов и сведений;
  • Таможенный осмотр товаров и транспорта;
  • Таможенный досмотр товаров и транспорта;
  • Личный таможенный досмотр;
  • Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
  • Таможенная проверка.

Получение объяснений. Инспектор правомочен запрашивать дополнительно информацию, получать объяснение у физлиц и юрлиц чтобы уточнить сведения, указанные в ДТ. Если опрашиваемый владеет интересующей инспектора информацией, то он должно предоставить ее инспектору.

Проверка документов и сведений. Инспектору требуется установить, что:

  • При декларировании соблюдены все формальности;
  • Имеются все печати и штампы, и они сравнимы с образцами;
  • Предоставленные на номерных бланках документы не похищены, не аннулированы и действительны (инспектор может делать запросы через систему межведомственного взаимодействия с другими ведомствами (СМЭВ) на поиск интересующих документов в базах данных);
  • В ДТ и товаросопроводительных документах отсутствуют следы незаверенных исправлений, подчисток, добавлений текста, подделки печати или подписи.

При необходимости инспектор вправе мотивированно запрашивать у декларанта допсведения. Полученные документы направляются на верификацию (срок может составлять от нескольких часов до одного месяца).

Таможенный осмотр (ТО) и таможенный досмотр (ТД). ТК заключается в визуальном осмотре товаров, багажа, ТС, почты и документов к ним. Отличия между ТО и ТД: при осмотре вскрытия грузового отсека транспорта, контейнера, багажа не происходит, а при досмотре они вскрываются, а товар вынимается. Следовательно, ТД является более полной формой ТК. Зачем же тогда таможня использует столь несовершенный метод контроля, как осмотр? Причина заключается в том, что ТД более трудоемкая и дорогостоящая форма ТК. Досматривать весь товаропоток нецелесообразно.

Цель ТО – удостовериться, что данные, заявленные в ДТ, действительно описывают товар, предъявленный таможне. Если на контейнере, багаже, другой транспортной таре присутствуют таможенные пломбы, то инспектор должен удостовериться в их целостности, груз не вскрывался (нет следов разборки, демонтажа).

При ТО инспекторы часто используют технические средства таможенного контроля (ТСТК) разных классов (от простейших до сложных). К сложным ТСТК относятся рентгеновские установки, газоанализаторы, инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Несколько слов об ИДК. С их помощью осуществляется осмотр транспортной тары, багажа, грузовых отсеков автомобилей. Это делается для того, чтобы исходя из анализа полученных рентгеновских снимков установить количество товара в контейнере, его характер, и при наличии посторонних вложений выявить их (основная масса товара и посторонние вложения изготовлены из разных материалов, имеют разные габариты, разную плотность, а значит на рентгеновском снимке будут отличаться друг от друга), выявить тайники и закладки контрабанды.

Присутствие декларанта при ТО не обязательно. ТД товаров происходит только в присутствии участника ВЭД.

Степени таможенного досмотра

  1. Пересчет грузовых мест с выборочным вскрытием;
  2. Взвешивание (полное или выборочное);
  3. Пересчет количества предметов в грузовых местах выборочно;
  4. Пересчет грузовых мест со вскрытием всех грузовых мест;
  5. Измерение и определение характеристик товаров (с частичной или полной разборкой):
    • Без взятия проб и образцов;
    • С взятием проб и образцов;
  6. Пересчет количества предметов во всех грузовых местах.

Степень и глубина ТД определяется начальником таможни. Но, если это необходимо, инспектор может увеличить ее. Уменьшать объем и степень ТД недопустимо.

Что может стать причиной проведения ТД? Попробуем рассказать о некоторых из них.

  1. Прежде всего это результаты ТО. Если инспектором были обнаружены поврежденные пломбы, следы от вскрытия опечатанного контейнера, а осмотр с помощью ИДК выявил в автомобиле посторонние вложения, то он может направить в адрес начальника поста служебную записку о проведении ТД вызвавшего подозрение груза с указанием глубины досмотра.
  2. Подозрения в достоверности предъявленных декларантом на таможне документов, допущенные в них ошибки.
  3. Еще один фактор – срабатывание определенного профиля риска в системе управления рисками (СУР). О работе СУР мы расскажем несколько позже.

Итогом является акт, оформляемый инспектором (экземпляр вручается участнику ВЭД).

Личный таможенный досмотр — это исключительная форма контроля, потому что при досмотре затрагиваются личные права и свободы гражданина. Однако сотрудники таможни вынуждены прибегать к выборочному досмотру граждан, так как все еще нередки случаи, когда правонарушители пытались скрытно провезти через государственную границу товары на своем теле, в одежде, либо среди личных вещей. Во всяком случае практически каждый из нас видел сводки криминальных новостей, где периодически рассказывается о задержании на границе физлиц, пытавшихся скрытно провезти контрабанду.

Что необходимо знать об особенностях личного досмотра граждан?

  1. Решение о ЛТД того или иного гражданина не принимается инспектором единолично. Требуется положительная резолюция начальника таможни. Только он вправе утверждать и подписывать документ о ЛТД.
    Рассмотрим возможный сценарий. Инспектор при осмотре, проверке паспорта, ДТ, опросе физлица обнаруживает признаки того, что гражданин скрывает при себе некоторые товары, и пытается переместить их помимо контроля. Инспектор составляет рапорт на имя начальника таможни, где указывает признаки совершаемого правонарушения. Основываясь на служебный документ, руководитель поста утверждает решение о проведении ЛТД физлица.
  2. Личный досмотр физлица производится в ЗТК. Процедура должна проходить в отдельном специальном кабинете, соответствующем всем стандартам (санитарным, гигиеническим) и недоступном посторонним лицам.
  3. Таможня уведомляет гражданина принятом ею старта досмотровых мероприятий. Гражданину озвучиваются его права после чего он ставит свою подпись на бланке Решения о проведении личного таможенного досмотра. Гражданин вправе отказаться подписывать решение, тогда инспектор записывает информацию о том, что досматриваемый уведомлен о проведении ЛТД, ему были озвучены его права, предложено самостоятельно сдать незаконно перемещаемые товары и он отказался подписывать документ.
  4. Закон четко указывает: действия инспектора не должны ущемлять честь и достоинство гражданина, причинять вред его здоровью и ущерб имуществу.
  5. К ЛТД в качестве свидетелей привлекаются понятые. Досмотровые мероприятия в отношении несовершеннолетнего ребенка (либо недееспособного лица) предполагают присутствие как минимум одного из родителей (опекунов). Важное условие: инспектор, понятые, досматриваемый должны быть гендерно равны, то есть принадлежать к одному полу.
    Обследование тела физлица осуществляет медработник. Операции совершаются им с применением специнструментов и медтехники.
  6. Досматриваемый гражданин обязан исполнять все законные указания инспектора.
  7. После завершения ЛТД составляется, подписываемый инспектором, досмотренным гражданином (его представителем), понятыми и медработником. Один экземпляр документа передается досмотренному гражданину.

Инспектор должен помнить, что ЛТД граждан – это вмешательство в личное пространство человека, поэтому требует максимального соблюдения норм этики и морали. Следующие правила не закреплены законодательно, но о них следует рассказать.

  1. При необходимости, гражданин вправе попросить инспектора допустить к нему переводчика;
  2. ЛТД проводится инспектором в корректной форме, без унижения достоинства личности, причинения неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого (в пределах, необходимых для обнаружения скрытых гражданином при себе товаров);
  3. Запрещается комментирование манеры поведения досматриваемого, его возможных физических недостатков, одежды и т.д., и т.п.
  4. Кино-, видео- и фотосъемка проводятся до момента, когда дается команда приступить к снятию одежды.

Гражданин вправе выступать с заявлениями, ходатайствами и вносить их в акт (самостоятельно или с помощью инспектора), обжаловать действия сотрудника таможни.

Читайте также:  Раздел имущества при разводе: от брачного договора до медиации и суда

Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля подразумевает визуальный осмотр помещений и территорий, а также товаров и документов. Таможенные органы должны убедиться в наличии здесь товаров, находящихся под контролем (в т.ч. условно выпущенных), а также в целостности таможенных пломб, печатей на транспорте, перевозящем грузы, находящиеся под процедурой транзита.

Осмотр помещений и территорий осуществляется только на основании предписания о проведении ТОПиТ, подписанном начальником поста. Бланк, на котором оформлено предписание должен иметь свой порядковый номер, и содержать сведения о дате проведения ТОПиТ, наименование объекта осмотра, ФИО инспектора, номер его удостоверения, отметку об ознакомлении лица, чьи помещения и территории планируется осмотреть (далее «собственник/арендатор»).

Перед проведением ТОПиТ инспектор предъявляет собственнику/арендатору Предписание и свое удостоверение. Не рекомендуется чинить инспектору препятствия, так как он наделен правом пресекать сопротивление и вскрывать закрытые помещения. Вскрытие запертых дверей должно осуществляться в присутствии понятых и с уведомлением прокурора.

Продолжительность ТОПиТ – не более 1 раб. дня. По завершению мероприятия инспектором составляется акт ТОПиТ, один из экземпляров которого вручается собственнику (арендатору).

Таможенный осмотр проводится:

  1. На СВХ, таможенных складах, в помещениях магазинов беспошлинной торговли для проверки их соответствия требованиям законодательства, а также для проверки условий нахождения на их территориях товаров, находящихся под таможенным контролем;
  2. В пунктах пропуска через госграницу, в зонах таможенного контроля, расположенных здесь помещениях, территориях отдельных лиц при наличии информации о ввезенных с нарушением таможенного законодательства товарах и транспортных средствах, для проверки такой информации;
  3. На территориях и помещениях лиц, осуществляющих хранение и распоряжение товарами, находящимися под таможенным контролем. Например, при поступлении информации о том, что такие товары были утрачены или используются и хранятся в нарушении таможенного законодательства, для проверки такой информации.

Таможенная проверка (ТП) проводится после выпуска товаров. Ее цель – удостовериться, что декларант (учВЭД, перевозчик, собственник СВХ, УЭО) соблюдает законодательство, в частности условия таможенной процедуры, задекларированной при оформлении. В ТП могут принимать участие сотрудники разных контролирующих органов (прокуратуры, ФНС РФ, специалисты Россельхознадзора и др.).

Инспекторы сравнивают данные, отраженные в бухгалтерских, уставных документах с информацией, заявленной в ДТ и товаросопроводительных документах.

При реализации мер контроля таможенный орган вправе применять следующие меры:

  • Проводить устный опрос;
  • Запрашивать и получать необходимые документы и сведения;
  • Проводить идентификацию товаров, транспортных средств, помещений, территорий;
  • Использовать технические средства;
  • Выполнять таможенное сопровождение товаров, находящихся под контролем и транспортных средств их доставки;
  • Разрабатывать маршрут перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • Вести учет товаров, находящихся под таможенным контролем товаров и совершаемых с ними таможенных операций;
  • Приглашать специалистов для реализации мер таможенного контроля;
  • Вести таможенное наблюдение.

Цели таможенного контроля

Цели современного таможенного контроля заключаются в охране государства и общества, соблюдении игроками ВЭД законодательных норм, выявлении и предотвращении противоправных действий, защите общественного порядка, законных интересов, прав граждан и бизнеса, содействии в борьбе с международными террористическими организациями. Достижение необходимого результата напрямую зависит от выбранной формы, это может быть:

  • устный опрос;
  • проверка данных и документации;
  • досмотр и личный досмотр;
  • наблюдение;
  • получение объяснений;
  • исследование маркировки продукции;
  • осмотр территорий и помещений;
  • проверка системы учета и отчетности;
  • товарный учет.

Проверка на таможне – это процедура сопоставления сведений, предоставленных заявителем в декларации, и других данных, поступивших в таможенный орган относительно состава и характеристик товаров, имеющихся при себе у заявителя при пересечении границы. Например, такими данными могут стать сведения, содержащиеся в банковских счетах, платежных документах, организационной отчетности и проч. Основной целью выполнения проверки становится установление факта декларирования товаров, подлежащих этой процедуре, и исполнение их владельцем, перевозчиком или другим лицом, которому переданы полномочия по обращению с данным товаром, правил и обязанностей, установленных Таможенным кодексом ЕАЭС.

Таможенные проверки делятся на два основных типа:

  • камеральная, в течение которой проверяются сведения, содержащиеся в предоставленных документах. Максимальная длительность этой процедуры – 90 дней с момента направления проверяемому лицу обязательного уведомления о ее назначении;
  • выездная, в процессе которой работники таможни могут выехать в организацию или иное место, где заявитель осуществляет свою основную деятельность. Такая проверка может быть плановой и внеплановой, а ее максимальная длительность составляет 2 месяца.

Особенности контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС

Рассмотрим изменения законодательства в части контроля таможенной стоимости товаров, вступившие в силу в 2018 году.

Ранее нормативно-правовая база устанавливала [4], что таможенные органы в отношении таможенной стоимости товаров имеют право принять одно из двух окончательных решений: о ее «принятии» или «корректировке». Если ни одно из этих решений не могло быть принято, при одновременном «обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены», проводилась «дополнительная проверка». Однако со вступлением в силу ТК ЕАЭС понятия корректировки таможенной стоимости и дополнительной проверки не используются вовсе. Нормы, регулирующие действия таможенных органов по запросу проверки документов и сведений, касающихся таможенной стоимости товаров, включены в форму таможенного контроля, урегулированную ст. 325 ТК ЕАЭС «Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая до выпуска товаров».

Согласно решению N 42 [6] законодательство закрепляет принятие таможенной стоимости в следующих случаях:

  • до выпуска товаров не были обнаружены признаки недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых товаров;
  • по результатам проверки таможенных, иных документов и сведений, были подтверждены достоверность и полнота таких документов и сведений.

С 2018 года при необходимости внесения изменений в сведения ДТ, касающиеся таможенной стоимости, таможенными органами направляются: требование о внесении изменений (дополнений) в ДТ (в случае внесения таких изменений до выпуска товаров); решение о внесении изменений (дополнений) в ДТ (в случае внесения изменений после выпуска товаров).

Кроме того, решение N 42 [6] уточнило некоторые особенности проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС. В частности, признаки недостоверности, которые изображены на рис. 1, несколько отличаются от установленных ранее решением N 376. Так, был исключен пункт, содержащий следующую формулировку: «выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров». Соответственно, выявление рисков с использованием СУР без наличия иных признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не является случаем, когда таможенный орган может запросить у декларанта документы и сведения.

Библиографический список

  1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Приказ ФТС России от 09.12.2011 (ред. от 07.10.2013) N 2490 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и исполнения международных запросов, не относящихся к делам об административных правонарушениях и не связанных с проведением оперативных проверок» // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // СПС «Гарант».
  4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 «О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» // СПС «КонсультантПлюс».
  7. Агамагомедова С.А. Контроль таможенной стоимости в современной системе таможенного контроля: административно-правовой аспект // Хозяйство и право. 2017. N 6 (485). С. 82 — 87.
  8. Агапова А.В., Щелкунова Е.В. Дополнительная проверка по вопросам таможенной стоимости: практика проведения, проблемы и возможные пути решения // Международная торговля и торговая политика. 2017. N 4 (12). С. 120 — 132.
  9. Габдуллина А.А. Декларирование и контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза // Основные аспекты совершенствования таможенного дела: Материалы круглого стола / Под ред Н.Т. Насретдинова. М.: Русайнс, 2017. С. 19 — 21.
  10. Зыков А.А. Таможенная стоимость и ее проблемы в современном таможенном деле // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. 2016. N 4 (19).
  11. Калиниченко Е.В., Крючкова Л.С. Осуществление контроля таможенной стоимости: перспективы с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2017. N 1 (26). С. 36 — 41.
  12. Кеменова А.А. Исследование практики контроля таможенной стоимости как составляющей государственного финансового контроля на современном этапе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. Т. 2. 2016. N 1. С. 29 — 37.
  13. Колесник Ю.В., Никитин Б.Г. К вопросу о законности решений, действий должностных лиц таможенных органов по контролю таможенной стоимости товаров // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2017. N 1 (26). С. 95 — 99.
  14. Матвеева О.П. Развитие системы оценки качества проведения контроля таможенной стоимости товаров // Научный журнал «Дискурс». 2016. N 1 (1). С. 259 — 264.
  15. Сухарев А.Н. Контроль таможенной стоимости (аспект с позиции управления таможенными рисками) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2017. N 4. С. 125 — 134.

Поводы таможенного контроля

  • Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.
  • Прямые предписания (проверка документов и сведений при совершении таможенных операций: ст.345 ТК ЕАЭС «Учет товаров под таможенным контролем», ст.350 ТК ЕАЭС «Проверка наличия системы учета товаров и ведения учета товаров», Ст.177 311-фз «Проверка системы учета товаров и отчетности».
  • Отдельные обстоятельства в соотв с которыми ТКТС требует проведения проверки (ст.329 ТК ЕАЭС «Личный таможенный досмотр», ст.333 ТК ЕАЭС «Выездная таможенная проверка»).
  • Риски (в соотв. с системой рисков или несоответствие в документах).
Читайте также:  Как заполнять дипломы нового образца согласно приказу Минобрнауки №670

Порядок таможенного оформления для физических лиц

Процедура таможенного оформления обязательна для всех физических лиц, следующих через границу с багажом. Она включает проверку документов, устный опрос, наблюдение, осмотр багажа, транспортного средства, учет товара. Декларирование в письменном виде требуется в следующих случаях (ст. 260 ТК ЕАЭС):

  • Перемещение наличности в размере свыше 10 тыс. долларов;
  • Ввоз запрещенных товаров и ограниченного использования;
  • Доставка товара перевозчиком и пр.

Граждане вправе ввозить только товары для личного пользования. Если груз коммерческий, то придется оформить его через ИП или юридическое лицо, которые уплатят таможенную пошлину, сборы, НДС, другие платежи.

В случае выявления факта ввоза товара для продажи или использования в ином качестве в целях извлечения прибыли такой груз задерживается, помещается на склад временного хранения, нарушитель привлекается к административной ответственности. Чтобы забрать впоследствии груз, все равно придется оформить его на предпринимателя или организацию. Вот каким образом сотрудник ФТС установит назначение груза:

  • На основании заявления грузовладельца;
  • Из свойств и характеристик груза;
  • Из количества ввозимого товара одной категории;
  • Из частоты поездок за границу и перемещения идентичных грузов.

Существуют следующие ограничения для беспошлинного ввоза товаров физлицами:

  • На самолете: не более 50 кг в весовом выражении и не более 10 тыс. евро в стоимостном;
  • По железной дороге, на автотранспорте и пешком: не более 25 кг груза стоимостью, не превышающей 500 евро.
  • По почте: не более 200 евро стоимость международного почтового отправления, вес брутто, не превышающий 31 кг.

Зоной таможенного контроля служат специально выделенные и обозначенные места на таможенной территории. Такие зоны создаются в целях осуществления определенных форм таможенного контроля — таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, совершения грузовых операций, хранения и идентификации товаров, их перемещения под таможенным наблюдением.

Места расположения ЗТК определяются в соответствии с ТК ЕАЭС (ст. 319) и национальным таможенным законодательством стран — членов ЕАЭС, а порядок создания и правовой режим ЗТК опирается исключительно на положения последнего. На территории России их определяет Закон о таможенном регулировании в РФ (ст. 163).

Зоны таможенного контроля располагаются в основном в местах перемещения грузов через таможенную границу, а также в иных местах совершения различных таможенных операций:

  • — на территории СВХ и ТСк;
  • — в расположении МВТ;
  • — в местах стоянки транспортных средств, которые обеспечивают перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • — в местах разгрузки и (или) перевалки товаров.

Таможенная проверка после выпуска товаров

Таможенная проверка после выпуска товаров – это эффективный инструмент для контроля соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства. Таможенная проверка после выпуска товаров ТК ЕАЭС в статье 331 определяется как форма таможенного контроля, проводимая таможенными органами наряду с другими формами. Формы таможенного контроля перечисляются в статье 322 ТК ЕАЭС, в том числе указана таможенная проверка. Проверки могут быть как камеральными, так и выездными, выездные, в свою очередь, могут быть плановыми, внеплановыми и встречными. Срок таможенной проверки после выпуска товаров ограничивается 3 годами, но таможенные документы положено хранить 5 лет.

Выездная таможенная проверка, пример после выпуска товара: среди импортных товаров, продаваемых торговой организацией, проверка выявила товар, имеющий маркировку импортного, но имеющий российское происхождение.

Результативность таможенных проверок после выпуска товаров достаточно высока.В результате их проведения выявляются нарушения и возбуждаются административные и уголовные дела, по результатам которых в федеральный бюджет перечисляются таможенные платежи, штрафы и пени. Результаты проверок должны быть оформлены как акты таможенных проверок после выпуска товаров в законодательно утверждённой форме. Если проверкой установлен факт недостоверного декларирования, то декларанту должна быть направлена копия этого документа.

Новый документ сменил действовавший с 2010 года кодекс Таможенного союза. Он проводит принцип «электронной таможни» и максимального отказа от «бумаги». «В нем прописано, что для прохождения товара достаточно только таможенной декларации, а предоставление документов, на основании которых она заполнена, не обязательно», — рассказал «Российской газете» министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Мукай Кадыркулов.

Потребовать сопроводительные документы таможенники смогут только в том случае, если сработает система управления рисками. Она основана на форматно-логическом контроле.

«При прохождении таможенного оформления внимание уделяется стране происхождения (особенно если поставки из нее обладают какими-то преференциями по таможенным платежам), отправителю, графе стоимости, коду товара и так далее, — поясняет Мукай Кадыркулов. — В Кодексе мы фактически отдали контроль на откуп информационных технологиям. Все решения — начиная от регистрации декларации и заканчивая выпуском товаров в свободное обращение — будет принимать компьютер, а не человек. Нужны ли дополнительные проверки и, если нужны, то в какой именно форме, — это тоже будет решать информационно-аналитическая система, а не конкретный таможенный инспектор. Если система срабатывает, автоматически идет запрос — требование предоставить сертификат страны происхождения или другие данные».

Кроме того, резко сокращается срок выпуска товара. Он составлял один рабочий день, следующий за днем регистрации декларации, и лишь для некоторых случаев — четыре часа.

Таможенники потребуют документы на груз только при срабатывании системы управления рисками

«В новом кодексе отмечается, что выпуск должен быть завершен в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации, если, повторюсь, не сработала система управления рисками, — говорит Мукай Кадыркулов. — Это тоже та норма, которую бизнес требовал оформить законодательно. На самом деле сегодня порядочный участник внешнеэкономической деятельности даже не часы, а иногда минуты тратит на оформление. Но мы закрепили в документе, что четыре часа. Опять-таки, если не сработала система управления рисками. Например, если фирма-однодневка показывает, что данный товар стоит у нее сущие копейки, тогда возникают вопросы и могут быть затребованы документы для подтверждения».

Таким образом, таможенный контроль переносится в основном на этап после выпуска товаров. Предоставив обеспечение уплаты таможенных платежей, участник внешнеэкономической деятельности сможет распоряжаться ввезенным товаром до завершения проверки необходимых документов.

Важно, что до того момента, пока система управления рисков не запросила документы в подтверждение заявленных в декларации сведений, а таможенный инспектор не уведомил о месте и времени таможенного досмотра, участник внешнеэкономической деятельности сможет внести изменения в уже поданную декларацию. До этого изменения были возможны только в том случае, если они не влияют на решение о выпуске товаров или на пересмотр суммы таможенных платежей.

Таможенное декларирование и выпуск товаров

В условиях цифровой экономики одним из ключевых элементов Таможенного кодекса ЕАЭС стал окончательный переход к электронному декларированию без необходимости предоставления дополнительных документов на бумажных носителях. Бумажный вариант документов должен будет предоставляться только по требованию таможенных органов в рамках системы управления рисками и только в случае, когда необходимые сведения не могут быть получены из информационных систем механизма «единое окно», т.е. от других госорганов. «Подача таможенному органу декларации на товары на бумажном носителе будет исключением, а не правилом, как это заложено в действующем кодексе», — подчеркнул Владимир Орловский.

Наработанный в таможенной сфере опыт и стремительное развитие информационных технологий демонстрируют неизбежность замещения участия таможенника специальными программными средствами. «В этом ключе по предложению белорусской стороны в кодексе нормативно закреплена возможность автоматического таможенного оформления и автоматического проведения отдельных форм таможенного контроля — без участия сотрудников таможни», — рассказал первый зампред ГТК.

Также по инициативе белорусской стороны значительно сокращены сроки выпуска товаров. Если действующим кодексом предусмотрен максимум в 1 рабочий день, то в новом кодексе срок выпуска сокращен до 4 часов, что, очевидно, поспособствует скорейшему продвижению товарных потоков.

Кроме того, расширено применение института предварительного таможенного декларирования товаров — до въезда на территорию страны. «Декларант получает возможность подать предварительную декларацию не только до ввоза товаров, но и до прибытия во внутренний пункт таможенного оформления. Такая возможность будет способствовать оптимизации расходов участников внешнеэкономической деятельности, поскольку декларант сможет использовать время, в течение которого товар перемещается под процедуру транзита», — пояснил Владимир Орловский.

Кроме того, новым кодексом существенно расширены возможности декларирования товаров, когда по объективным причинам у декларанта отсутствуют какие-то сведения о них. Для удобства декларанта реализованы механизмы так называемого неполного декларирования, т.е. с указанием не всех сведений о товаре. А для предприятий, осуществляющих типовые поставки с постоянными контрагентами, заложен институт периодического декларирования, когда фактически одна декларация заменяет несколько на разные партии товаров.

Расширено применение механизма выпуска товаров с последующим контролем правильности их классификации и происхождения, подтверждения льгот. «Фактически в этом случае таможенный контроль будет производиться после выпуска товаров, а само таможенное оформление осуществляться в максимально короткие сроки. В действующем законодательстве такой механизм применяется только при контроле таможенной стоимости и при необходимости проведения экспертизы товаров», — рассказал Владимир Орловский.

Важно и то, что до минимума сокращены основания для отказа в выпуске товаров. Теперь в случае совершения нарушений, не влекущих административную ответственность, например, неточного заполнения граф таможенной декларации, предусмотрена лишь корректировка декларации без отказа в выпуске.

Читайте также:  Что делать дальше после получения РВП?

Институт уполномоченного экономического оператора

Принципиально новое развитие получил институт уполномоченного экономического оператора. Если Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает 4 упрощения, то ТК ЕАЭС — 17. Какими из них сможет воспользоваться уполномоченный экономический оператор, будет зависеть от вида УЭО, который выберет субъект. «Особенно это важно для Беларуси, т.к. у нас в настоящее время больше всего УЭО — 323. Для сравнения: в России их 150, в Казахстане, Кыргызстане — по 3, в Армении — 2», — рассказал Владимир Орловский.

В Беларуси статус УЭО присваивается юридическому лицу Государственным таможенным комитетом путем выдачи свидетельства о включении в реестр. Субъект хозяйствования c соответствующим статусом в настоящее время может пользоваться такими упрощениями, как временное хранение товаров на территориях УЭО; выпуск товаров до подачи таможенной декларации; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, на территориях УЭО; иными упрощениями, определенными таможенным законодательством союза.

Владимир Орловский назвал несколько новых упрощений, которые предусмотрены для УЭО новым кодексом. «Прежде всего это первоочередное оформление товаров оператора. Причем как на границе, так и во внутренних пунктах таможенного оформления. Кроме того, будет разрешена доставка товаров с границы на территорию своего предприятия, а не на склад временного хранения, где находится пункт таможенного оформления. Это серьезная норма, достаточно сказать, что у нас около 40% импорта оформляется УЭО, — рассказал он. — Мы смотрели цифры, сколько приблизительно грузовых транспортных средств в сутки может одновременно, используя эту норму, следовать не в пункт оформления, а сразу на предприятие — около 250 грузовиков в сутки. Конечно, это скажется на работе действующих складов временного хранения. Но все знали заранее об этой норме, должны перестраиваться». Еще одним упрощением станет уведомительный порядок выгрузки ввозимых товаров на своем складе. Т.е. субъект хозяйствования сможет не только доставить товар на свой склад, но и, уведомив таможенный орган, этот товар выгрузить и использовать.

Первое, что бросается в глаза, — отдельная глава в Кодексе, посвященная специальным, антидемпинговым, компенсационным и иным пошлинам, применяемым в целях защиты внутреннего рынка. В прежнем основном таможенном законе такого акцентированного внимания на таком виде пошлин не наблюдалось.

Из важных изменений можно выделить положение об авансовых платежах: ранее они применялись только для уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, а теперь — для всех видов платежей.

Кроме того, хотя сам размер таможенной стоимости товаров, при котором не требуется уплата таможенных пошлин, налогов, не изменился — по-прежнему составляет 200 евро, изменилось положение, касающееся того, что входит в эту таможенную стоимость. Теперь из нее официально исключены: расходы на перевозку импортируемых товаров до места прибытия, проведение погрузочно-разгрузочных работ, страхование товаров на время проведения таких работ.

В отличие от пока еще действующего Таможенного кодекса, новый документ четко определяет, когда таможенные пошлины, налоги исчисляются таможенным органом, а также называет документы (декларация на товары, таможенный приходной ордер), где должны указываться сведения об исчислении таможенных пошлин, налогов.

«Беларусь — транзитная страна, 70% партий товаров ввозится в наше государство с целью транзита, поэтому создание максимально удобных условий для перевозки транзитных грузов было особенно важно для белорусской стороны, когда готовился Таможенный кодекс ЕАЭС. Соответственно, белорусские специалисты максимально вносили предложения об упрощении процедуры транзита», — отметил первый зампред ГТК.

Так, одно из нововведений — возможность предоставления предварительной информации в виде электронного документа без предоставления бумажного варианта. Электронный документ может использоваться при уведомлении о прибытии товара, помещении на временное хранение и таможенном декларировании.

Упрощен порядок заявления сведений при прибытии. «Если в представленных в пункте пропуска на границе документах не будут содержаться все необходимые сведения, перевозчик сможет их заявить путем самостоятельной подачи заявления в произвольной форме, а не дожидаться поступления этих сведений, например, от иностранного отправителя. Это особенно важно, когда товар следует в выходные дни, в ночное время. Сейчас, если какого-то документа нет, необходимо ждать, пока начнет работать фирма-отправитель», — рассказал Владимир Орловский.

По инициативе белорусской стороны в кодекс включена такая инновация, как сокращение максимального времени процедуры закрытия транзита в пункте назначения до 4 часов. Также регламентированы подходы при совершении мультимодальных перевозок. «Если перевозка осуществляется несколькими видами транспорта, то декларантом сможет являться одно лицо, которое один раз задекларировало товар», — пояснил он.

Новым кодексом закреплена возможность в национальном законодательстве применять так называемую бестранзитную технологию. «Элементы этой технологии мы уже применяли, но в порядке эксперимента. Теперь мы можем это делать на постоянной основе и в отдельных случаях перемещать товар по территории страны без помещения под процедуру транзита. Речь в первую очередь идет о перемещении товаров в пограничные транспортно-логистические центры», — пояснил Владимир Орловский.

Кроме того, документом закреплены отдельные случаи использования иностранных транспортных средств во внутренних перевозках по территории союза. Таким образом, унифицированы подходы таможенного и транспортного законодательств. «Ранее транспортное законодательство позволяло осуществлять такие перевозки, таможенное — не позволяло. Применение этой нормы позволит сократить количество так называемых пустых ходок и по полной использовать транспортные средства при перемещении по территории союза», — рассказал первый зампред ГТК.

Институт уполномоченного экономического оператора

Принципиально новое развитие получил институт уполномоченного экономического оператора. Если Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает 4 упрощения, то ТК ЕАЭС — 17. Какими из них сможет воспользоваться уполномоченный экономический оператор, будет зависеть от вида УЭО, который выберет субъект. «Особенно это важно для Беларуси, т.к. у нас в настоящее время больше всего УЭО — 323. Для сравнения: в России их 150, в Казахстане, Кыргызстане — по 3, в Армении — 2», — рассказал Владимир Орловский.

В Беларуси статус УЭО присваивается юридическому лицу Государственным таможенным комитетом путем выдачи свидетельства о включении в реестр. Субъект хозяйствования c соответствующим статусом в настоящее время может пользоваться такими упрощениями, как временное хранение товаров на территориях УЭО; выпуск товаров до подачи таможенной декларации; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, на территориях УЭО; иными упрощениями, определенными таможенным законодательством союза.

Владимир Орловский назвал несколько новых упрощений, которые предусмотрены для УЭО новым кодексом. «Прежде всего это первоочередное оформление товаров оператора. Причем как на границе, так и во внутренних пунктах таможенного оформления. Кроме того, будет разрешена доставка товаров с границы на территорию своего предприятия, а не на склад временного хранения, где находится пункт таможенного оформления. Это серьезная норма, достаточно сказать, что у нас около 40% импорта оформляется УЭО, — рассказал он. — Мы смотрели цифры, сколько приблизительно грузовых транспортных средств в сутки может одновременно, используя эту норму, следовать не в пункт оформления, а сразу на предприятие — около 250 грузовиков в сутки. Конечно, это скажется на работе действующих складов временного хранения. Но все знали заранее об этой норме, должны перестраиваться». Еще одним упрощением станет уведомительный порядок выгрузки ввозимых товаров на своем складе. Т.е. субъект хозяйствования сможет не только доставить товар на свой склад, но и, уведомив таможенный орган, этот товар выгрузить и использовать.

Первый зампред ГТК подчеркнул, что два года после вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС субъекты хозяйствования, имеющие статус УОЭ в настоящее время, смогут пользоваться всеми теми упрощениями, которыми пользовались до 1 января 2018 года. Плюс упрощением, касающимся доставки товаров с границы на территорию своего предприятия. Чтобы использовать остальные упрощения, необходимо будет перерегистрироваться и получить статус одного из видов. Кстати, максимальные упрощения предусмотрены для третьего типа.

Особенно важно то, что со вступлением ТК ЕАЭС в силу упрощения, связанные со статусом УЭО, субъект хозяйствования сможет использовать на всей территории союза, а не только в стране, где он этот статус получил. Но такой возможностью смогут пользоваться только те компании, которые получили статус или перерегистрировали его после 1 января 2018 года.

При этом изменится порядок включения в реестр УЭО. «Т.к. статус будет действовать не только на территории своего государства, в кодексе заложены механизмы, по которым каждая страна сможет осуществить свой контроль в отношении того, кого планируется включить в реестр. Эта процедура несколько увеличит сроки принятия решений», — пояснил Владимир Орловский.

Также кодексом предусмотрено поэтапное снижение суммы финансового обеспечения, наличие которой является условием включения в реестр УЭО. Если сейчас такое обеспечение 1 млн евро, то в течение шести лет оно будет снижаться до 150 тыс. евро. «Срок нахождения в статусе действующего УОЭ будет засчитываться в этот период, поэтому у наших уполномоченных, которые долго пользуются статусом, преимущество можно будет ощутить в ближайшее время», — рассказал первый зампред ГТК.

Кроме того, новым документом предусмотрен альтернативный вариант обеспечения — подтверждение финансовой устойчивости организации. ЕЭК разработана система оценки финансовых показателей. Если предприятия будут им соответствовать, им не нужно будет вносить обеспечение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *