Пенсионные реформы в россии: все изменения поэтапно
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионные реформы в россии: все изменения поэтапно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ежегодная индексация в нынешнем году затронула сразу несколько категорий получателей пенсионного обеспечения и социальной помощи. Повышения коснулись всего набора социальных выплат, включая различные единовременные пособия и выплаты на погребение. Фактически повышение пенсий коснулось большинства российских пенсионеров.
Средний размер выплат по отдельным профессиям
Некоторые профессии признаются более важными для государства и общества, чем остальные. В первую очередь к ним относят те, которые обеспечивают безопасность страны, функционирование управляющих органов, охрану правопорядка. Затем традиционно представители ресурсодобывающих отраслей, чья трудовая деятельность проходит в сложных условиях, медики и педагоги. Для них предусмотрены специальные доплаты и дополнительные пенсионные льготы. В частности, более ранний выход на пенсию и более высокий их размер.
В настоящее время предусмотрены следующие средние размеры фиксированных доплат у пенсии «льготников»:
- 10 620 – для учителей и некоторых других педагогических работников
- 14 400 – для медиков, работающих в системе государственного здравоохранения, включая средний и младший медицинский персонал
- 13 200 – для шахтеров
- 22 000 – для полиции, и служащих системы юстиции
Средние пенсионные выплаты по регионам
Россия состоит из восьмидесяти трех регионов. Субъектов Федерации. Экономическая ситуация каждого из них различна, что оказывает существенное влияние на средний региональный размер пенсионного обеспечения. Средний размер пенсии по регионам находится в пределах от 22421до 7541 рублей.
Полные данные представлены в таблице:
№ | Субъект Федерации | Размер средней пенсии |
Центральный Федеральный округ | ||
Город Москва | 18734 | |
Московская область | 10559 | |
Костромская область | 10308 | |
Воронежская область | 10241 | |
Смоленская область |
10187 | |
Липецкая область | 10147 | |
Тульская область | 10013 | |
Калужская область | 9996 | |
Владимирская область | 9884 | |
Ярославская область | 9560 | |
Белгородская область |
9459 | |
Тверская область | 9341 | |
Орловская область | 9203 | |
Тамбовская область | 8811 | |
Ивановская область | 8772 | |
Рязанская область |
8562 | |
Брянская область | 7844 | |
Курская область | 7541 | |
Северо-Западный Федеральный округ | ||
Ненецкий автономный округ | 19482 | |
Мурманская область |
13378 | |
Архангельская область | 13183 | |
Республика Коми | 11300 | |
Республика Карелия | 10387 | |
Калининградская область | 10387 | |
Вологодская область | 10386 | |
Псковская область | 10283 | |
Новгородская область |
9955 | |
Город Санкт-Петербург | 9439 | |
Ленинградская область | 9283 | |
Южный Федеральный округ | ||
Волгоградская область | 10041 | |
Ростовская область | 10015 | |
Краснодарский Край | 9933 | |
Республика Адыгея | 9602 | |
Астраханская область | 9377 | |
Республика Калмыкия | 8881 | |
Приволжский Федеральный округ | ||
Республика Удмуртия | 10032 | |
Татарстан | 9822 | |
Кировская область | 9717 | |
Пермский Край | 9646 | |
Нижегородская область | 9430 | |
Марий Эл | 9400 | |
Ульяновская область |
9321 | |
Башкортостан | 9253 | |
Пензенская область | 8993 | |
Самарская область | 8913 | |
Мордовия | 8811 | |
Чувашская Республика | 8720 | |
Саратовская область |
8533 | |
Оренбургская область | 8308 | |
Уральский Федеральный округ | ||
Ямало-Ненецкий АО |
15840 | |
Ханты-Мансийский АО | 12664 | |
Свердловская область | 10387 | |
Тюменская область | 10065 | |
Челябинская область | 10028 | |
Курганская область | 9876 | |
Сибирский Федеральный округ | ||
Новосибирская область | 10387 | |
Забайкальский Край | 10387 | |
Республика Бурятия | 10387 | |
Иркутская область | 10385 | |
Алтай | 10169 | |
Хакасия | 10008 | |
Томская область | 9929 | |
Красноярский Край |
9924 | |
Республика Тыва | 9897 | |
Алтайский Край | 9867 | |
Омская область | 9696 | |
Кемеровская область | 9508 | |
Дальневосточный Федеральный округ | ||
Чукотский автономный округ | 22421 | |
Камчатский Край | 18360 | |
Саха (Якутия) | 17500 | |
Магаданская область | 17428 | |
Сахалинская область |
14157 | |
Хабаровский Край | 12856 | |
Еврейская автономная область | 10384 | |
Амурская область | 10378 | |
Приморский Край | 10316 | |
Северо-Кавказский Федеральный Округ | ||
Чеченская Республика | 9623 | |
Кабардино-Балкария | 9551 | |
Республика Дагестан | 9321 | |
Ставропольский Край | 8878 | |
Республика Ингушетия | 8675 | |
Северная Осетия | 8142 | |
Карачаево-Черкессия | 8019 |
Задача долгосрочного бюджетного планирования: зачем нужны пенсии?
Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.
Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.
Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.
Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.
Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.
Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.
Возможности самостоятельного формирования альтернативных источников пенсионного обеспечения
Обеспечить себя в старости можно разными способами. Помимо негосударственной пенсии от НПФ можно накопить денег с помощью банковского вклада, индивидуального инвестиционного счета (ИИС), государственных облигаций, накопительного страхования жизни.
В качестве источника пенсионного обеспечения лучше всего подходит пополняемый банковский вклад с капитализацией процентов.
Индивидуальный инвестиционный счет позволяет не только получить доход от инвестирования, но и льготу в виде возврата налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на ту сумму, которая была использована для инвестирования. Однако в отличие от банковского вклада этот способ несет в себе риск убытков, поскольку никто не гарантирует получения инвестиционного дохода.
В качестве пенсионного капитала можно приобрести государственные облигации – они гарантируют доход, сравнимый с доходом по банковскому вкладу.
Накопительное страхование жизни позволяет сформировать капитал и одновременно гарантирует владельцу полиса финансовую поддержку в случае проблем со здоровьем. Срок страхования составляет, как правило, от 5 до 20 лет. При заключении договора страхования каждый сам определяет, какую сумму и за какой период времени хочет накопить. По окончании срока действия договора страхования можно единовременно получить всю сумму накоплений или получать накопления частями в виде пожизненной пенсии.
Пенсия (с латинского – выплата)– гарантированные, производимые каждый месяц выплаты гражданину взамен утраченного им дохода по возрасту, инвалидности или вследствие достигнутого трудового стажа/потери кормильца.
Это интересно: В Китае отсутствуют пенсии для всех, их получают только две трети нуждающихся. В царской России госпенсии (ведомственные) получали военные и чиновники в отставке, их вдовы и дети, а также народные учителя, инженеры, мастера, медики казённых больниц. Лишь с 1913г. – рабочие госпредприятий и желдорог. В СССР пенсионный возраст 55/60 был установлен ещё в 1932г.
Вся правовая сторона пенсионных выплат регулируется Законом № 400 от 2013г.
С 2002г. в России ввели новую пенсионную систему, которая утвердила две части пенсии – накопительную и страховую. Определённый процент с дохода гражданина направлялся в накопительную часть. Но её заморозили в 2014г.
Как получить накопительную часть пенсии
Первое условие очевидно – нужно достичь возраста выхода на пенсию (с учётом переходного периода). Это условие для основной массы претендентов. А для небольшой части общества, самостоятельно копившей пенсию, пенсионный возраст остался прежним – 55/60.
Желающий получить накопительную часть должен обратиться в свой НПФ (негосударственный пенсионный фонд), если только ваш счёт не находится в гос. управляющей компании ВЭБа.
Варианты получить накопительную часть:
- Всю сумму:
- возможность для инвалидов и получателей пенсии социальной либо по потере кормильца;
- при маленькой накопительной части – меньше 5% от страхпенсии.
- Самому определить срок выплаты – возможно самостоятельно копившим на старость:
- работая в большой компании, имеющей договор о доп. обеспечении пенсии;
- как участник программ cофинансирования;
- отправив материнский капитал в накопительную мамину пенсию.
- Получать до смерти – работает по умолчанию. Размер этой прибавки считается просто: сумма накопительной части делится на офиц. срок дожития (264 мес. в 2023г.). Если окажется, что страхпенсия превышает 8 тыс. руб., то можно получить сумму полностью.
Россиянам объяснили, как происходит перерасчет пенсии
Эксперт заявил, что каждый год с 1 августа работающие пенсионеры получают прибавку к пенсии, которая учитывает страховые взносы, перечисляемые работодателем в пенсионный фонд. Страховая пенсия по старости и другие основания не учитываются ни при назначении, ни при предыдущих перерасчетах. Поэтому в данном случае не нужно подавать заявление в пенсионный фонд — за вас все сделает работодатель.
«Неработающим пенсионерам уже после назначения пенсии, возможно, придётся представить в Пенсионный фонд документы об обстоятельствах, которые могут стать основанием для пересчёта. Это, например, документы о неучтённом стаже работы. ПФР пересчитает пенсию без заявления по факту поступления подтверждающих документов», — отметила специалист.
Размер выплаты к страховой пенсии увеличат, если:
- изменилось количество нетрудоспособных членов семьи на иждивении у пенсионера;
- у пенсионера есть новые сведения о дополнительном стаже или справки о заработке;
- пенсионер накопил нужный стаж работы в районах Крайнего Севера;
- изменилась категория получателя страховой пенсии по случаю потери кормильца;
- пенсионер набрал необходимый стаж работы в сельской местности.
Ногайлиева сообщила, что в этих случаях можно подать заявление через «Госуслугу» или лично в отделении пенсионного фонда. После оформления всех документов пенсия будет пересчитана с 1 числа следующего месяца.
Можно ли было не проводить пенсионную реформу и сохранить возраст выхода на пенсию
Перед принятием закона о повышении пенсионного возраста складывалось ощущение, что даже те, кто за него выступали — не верили в то, что говорят. И действительно, их аргументы в пух и прах разбиваются при детальном рассмотрении. Ни один из аргументов за повышение пенсионного возраста не оказался состоятельным. Приводим таблицу опровержений, которые доказывают, что пенсионную реформу можно было бы не проводить.
Аргументы за пенсионную реформу | Почему можно было не повышать пенсионный возраст |
Пенсионный возраст «60 (55)» установлен в начале 1930-х, когда продолжительность жизни в СССР составляла около 40 лет, сейчас она — 72,7 года. | Низкая средняя продолжительность жизни в 1920-е годы обусловливалась высокой младенческой смертностью и не связана с пенсионной проблематикой. Число «72,7» относится к прогнозируемой Росстатом продолжительности жизни родившихся в 2017 году, которым предстоит выход на пенсию в конце 21 века. |
В странах Запада пенсионный возраст установлен на уровне 65 лет и выше. Почти все страны Восточной Европы и бывшего СССР на 2018 год также уже повысили пенсионный возраст. Лишь за 2010—2016 годы о росте пенсионного возраста было объявлено в 72 странах. | Нельзя оперировать только одним параметром, скрывая другие: в большинстве из тех стран доходы населения и продолжительность жизни выше, чем в России. Также есть мнение, что больший календарный стаж на Западе сочетается с меньшим числом отработанных за год часов, а сравнение отработанных за весь стаж часов — не показывает значительного отличия от РФ. |
Исследования, обосновавшие выбор пенсионного рубежа «60/55 лет», проводились давно — в 1920-е годы. Сейчас продолжительность жизни в России ощутимо повышается. | Она заметно повышается только в сравнении с 1990-и годами, по сравнению же с 1960-ми повышение небольшое, причём свидетельств улучшения здоровья и работоспособности пожилых граждан нет, но есть многочисленные свидетельства обратного. Пенсионный возраст не был снижен в период резкого снижения продолжительности жизни в 90-е. |
Из-за старения населения на одного пенсионера приходится меньше работающих членов общества, чем в советское время. | Такие соотношения не показательны: они не учитывают возросшую за счет автоматизации производительность труда. Не учтено также сокращение числа детей, приходящихся на 1 работающего. В итоге доля иждивенцев в населении РФ почти не меняется, что значительно снижает расходы государства на воспитание и образование, а женщины при этом реже отрываются от работы для ухода за малышами. |
Повышение пенсионного возраста является безальтернативным и срочным решением, так как без него вся пенсионная система РФ рухнет. Иные способы оздоровления пенсионной системы либо не дадут значимого эффекта, либо сделают страну уязвимой для падения цен на нефть. | Существуют иные способы оздоровления пенсионной системы, включающие пресечение нелегальной занятости (сейчас из 77 млн работающих отчисления в ПФР платят 44 млн, остальные работают неофициально),введение прогрессивной шкалы налогообложения, увеличение выплат бизнеса в Пенсионный фонд,оптимизацию деятельности самого Пенсионного фонда РФ,введение государственной монополии на торговлю алкоголем |
Повышение пенсионного возраста поможет бороться с ростом дефицита Пенсионного фонда и дотаций фонду из госбюджета | Предполагаемый антиэффект от безработицы, снижения цены труда, медицинских и социальных проблем, уменьшения льгот пенсионерам перекроет все финансовые плюсы |
Повышение пенсионного возраста выгодно уже вышедшим на пенсию лицам, а в перспективе и тем, кто выйдет на неё с задержкой | Выгода пенсионеров сведётся к прибавке 12000 руб в год, а ежегодные потери их чуть более молодых родственников, лишённых пенсии (в допущении, что деньги на пенсии где-то нашлись бы без ущерба для экономики), превысят этот масштаб на порядок; потери граждан предпенсионного возраста за счёт лишения пенсионных льгот многократно превышают их будущую прибавку к пенсии. |
Россияне 55-65 лет ещё вполне способны работать и являются активной категорией граждан | Бывает по-разному, во многих регионах просто не найти работы после 50 лет, не говоря уже о 60. По опыту и наблюдениям людей, средняя продолжительность жизни в момент обсуждения реформы такова, что Пенсионный фонд нередко получает отчисления от граждан, но ничего им не выплачивает из-за смерти до достижения даже не повышенного пенсионного возраста. |
Период дожития пенсионеров в РФ (продолжительность жизни после выхода на пенсию) сравним с аналогичным показателем в развитых странах | Да, этот период сравним. И если рассматривать лишь тех, кто не умер до пенсии, то получается, что подъём пенсионного возраста влияет на продолжительность дожития слабо. Но ситуация в РФ отличается большой долей не доходящих до пенсионного рубежа мужчин (из-за бедности, плохих условий труда и медобслуживания), и в рассуждениях нельзя не учитывать вклад этих людей в пополнение ПФР |
🔹 Объединение ПФР и ФСС
С 1 января 2023 года Пенсионный фонд и Фонд социального страхования объединяются в Социальный фонд РФ. Оформлять льготы станет проще. Правила оформления и дата доставки пенсии останутся прежними.
🔹 Пенсионный стаж
Для выхода на пенсию по старости в 2023 году нужно не менее 14 лет, в 2024 — 15.
🔹 Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК)
В 2023 году пенсия по старости назначается при значении ИПК не менее 25,8, с 2024 — 28,2. Стоимость одного пенсионного коэффициента в 2023 году — 123,76 ₽.
👉 Проверить стаж и пенсионные коэффициенты
🔹 Индексация пенсии
Страховая пенсия у неработающих пенсионеров вырастет на 4,8%. Выплаты за январь придут уже в повышенном размере.
🔹 Социальная доплата к пенсии
С 1 января повышается федеральный и региональный прожиточный минимум для пенсионеров. Значит, вырастет и гарантированная сумма выплат для неработающих пенсионеров. Они могут получать социальную доплату до минимума.
Размер социальной пенсии по старости в 2023 году с учетом индексации в 4,8% предположительно составит 6597,47 руб. Ежегодно эта сумма незначительно увеличивается в результате индексации, которая традиционно проводится с 1 апреля.
Поскольку минимальная пенсия для не имеющих стажа совсем небольшая, то предусмотрен механизм доведения ее до уровня прожиточного минимума. Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленной в регионе проживания пенсионера.
Если пенсионер оформляется на работу, то выплата надбавки прекращается и выплачивается только фиксированная сумма.
Каковы последствия снижения пенсионного возраста в России?
Снижение пенсионного возраста в России имеет ряд последствий для граждан. Это приведет к уменьшению количества денег, которые вкладываются в пенсионную систему, поскольку меньше людей будут вносить в нее взносы. Это может привести к уменьшению суммы денег, доступной для выплаты пенсий и других пособий. Кроме того, снижение пенсионного возраста потенциально может привести к сокращению численности рабочей силы, поскольку все больше людей могут предпочесть воспользоваться преимуществами более низкого пенсионного возраста.
В конечном счете, снижение пенсионного возраста в России является желанным изменением для многих граждан, поскольку оно может обеспечить финансовое облегчение в трудные времена. Однако важно понимать последствия изменений и быть в курсе того, как это может повлиять на экономику и доступность социальных льгот.
Выход на пенсию в 2023 году — таблица возраста для женщины и мужчины по новой пенсионной реформе, какой год рождения выходит
Правила выхода граждан на пенсию по старости в 2023 году устанавливаются с учетом переходных положений, определенных в законе о новой пенсионной реформе. Но, как и прежде, чтобы выйти на пенсию, потребуется выполнение трех базовых условий:
- достижение пенсионного возраста, определенного для женщин и мужчин с учетом их даты рождения;
- страховой стаж;
- достаточная величина пенсионного коэффициента.
Каким должен быть возраст, стаж и величина ИПК, чтобы выйти на пенсию в 2023 году, а также при каких условиях можно досрочно стать пенсионером — расскажем далее в статье.
Для того, чтобы оформить пенсионное обеспечение по старости, должны выполняться условия, предусмотренные в статье 8 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. Это определенные нормативы по возрасту, стажу и пенсионным баллам, которые касаются как мужчин, так и женщин.
Чтобы пойти на пенсию в 2023 году, страховой стаж гражданина должен составлять не менее 14 лет, а величина ИПК — не менее 25,8 баллов. Однако в отношении общеустановленного пенсионного возраста норматив на 2023 год не определен. Дело в том, что возраст выхода на пенсию постепенно увеличивается. При этом график составлен таким образом, что в 2023 году никто из граждан не сможет уйти на пенсию на общих основаниях.
- Оформить пенсионное обеспечение в 2023 году смогут только те граждане, кто имеет право на досрочное назначение — выйти по выслуге, по вредности, по продолжительному стажу, как многодетная мама и так далее.
- Кроме того, стать пенсионерами смогут те, кто должен был уйти на пенсию на более ранних этапах, но не смог этого сделать по причине недостатка стажа или пенсионных коэффициентов. Это касается мужчин 1965 года рождения и старше, а также женщин 1960 г. и старше.
Кто может уйти на пенсию досрочно по новому закону в 2023 году
Пенсия по старости может быть назначена и ранее общеустановленного пенсионного возраста, если на это имеются законные основания. Право на досрочное пенсионное обеспечение будет предусмотрено и в 2023 году.
Пойти досрочно на пенсию могут:
- работники льготных профессий, перечень которых закреплен в так называемых Списках № 1 и № 2 (это работы, осуществляемые во вредных, опасных и тяжелых условиях);
- работники «малых списков» — медработники, рабочие локомотивных бригад, учителя и преподаватели, водители общественного транспорта и т.д.;
- граждане с большим стажем работы — не менее 37 лет у женщин и 42 лет у мужчин;
- имеющие стаж работы в северных регионах России (отработавшие 15 лет на Крайнем Севере или 20 лет в приравненных к КС районах);
- безработные предпенсионеры, увольнение которых с последнего места работы произошло из-за ликвидации предприятия или сокращения штата сотрудников;
- многодетные мамы, родители и опекуны детей-инвалидов;
- инвалиды по зрению 1 группы и многие другие.
С подробным перечнем оснований для досрочной пенсии, а также условиями ее оформления можно ознакомиться в отдельном материале.
Задачи национальной пенсионной системы и основные этапы ее формирования
Пенсионное обеспечение в нашей стране является «классическим» направлением социального обеспечения, исторически меняющимся с учетом политических и социально-экономических условий в стране. В ходе формирования пенсионной системы в советский и российский периоды наблюдались как повышение уровня пенсионного обеспечения населения в результате соответствующих реформ (1956, 1990, 2010 гг.), так и стремительное ухудшение качества системы страны в силу, прежде всего, экономической ситуации, а также в связи с принятием ряда законодательных решений, последствия реализации которых приводили в прошлом и неминуемо приведут в будущем к девальвации социальной ценности системы в целом (1993, 2002, 2015 гг.).
«Пенсионное законодательство формирует пенсионную систему страны, предоставляющую защиту от рисков долговременного характера (старость, инвалидность и потеря кормильца), аккумулирующую и распределяющую наибольшие финансовые ресурсы общества и потому являющуюся главной составляющей национальной системы социального обеспечения. Опыт интеграции этих рисков в отдельную систему нашел свое отражение в международном праве социального обеспечения в связи с принятием МОТ в 1964 г. Конвенции №128. Российская пенсионная система следует этому варианту развития, который преобладает в развитых странах», однако на современном этапе она позволяет удовлетворять потребности практически 40 миллионов пенсионеров лишь в самом минимальном объеме и на фоне развивающихся (но не развитых) стран выглядит относительно благополучно.
Государственное пенсионное обеспечение
По данной категории выплаты возможны за счет Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ. Это обеспечение – выплата, начисляемая каждый месяц, доступная определенным категориям лиц:
- Для компенсации потерянного дохода в связи с покиданием государственной службы, завершение профессии космонавта, летчика-испытателя, если достигнут указанный трудовой стаж;
- Заболевание, которое было получено во время службы по призыву, из-за негативных внешних условий, неблагоприятной экологической обстановке, инвалидности, потери кормильца;
- Гражданам, потерявшим трудоспособность по старости.
Такую пенсию по закону могут получать не только граждане России, но иностранцы, если соблюдены определенные условия. Категории лиц, которым доступна подобная пенсия, следующие:
- Работники федеральных государственных инстанций;
- Военнослужащие;
- Участники Великой Отечественной Войны;
- Блокадники;
- Космонавты;
- Представители летного испытательного состава;
- Граждане, потерявшие трудоспособность.