Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Норма о том, что специальные технические средства, относящиеся к средствам измерений, а проще, дорожные камеры, должны соответствовать требованиям и проходить поверки указаны как в текущей, так и в новой версии документа. Однако, теперь к списку контроля добавлены и «иные» средства. К ним можно отнести в том числе и личные мобильные телефоны инспекторов, которые не требуют никакой дополнительной поверки.

Что запрещено инспектору ДПС?

На фоне наличия довольно широкого круга полномочий, есть и большой ряд запретов для сотрудников ГИБДД. Так, среди наиболее распространённых и обсуждаемых запретов:

  • инспектору ДПС не разрешено требовать водителя выйти из машины (может только предложить), если нет задержания, досмотра или освидетельствования – то есть не составлены соответствующие протоколы и не привлечены понятые,
  • останавливать автомобили без причины,
  • при досмотре рыться в личных вещах или по карманам автолюбителя,
  • производить обыск автомобиля – если есть признаки нарушения конструктивной целостности авто, то инспектор действует вне рамок закона,
  • запрещено требовать помочиться в баночку при остановке на дороге в рамках освидетельствования – такая процедура на 2023 год проводится только на медосвидетельствтовании и только в рамках химико-токсикологической экспертизы на наличие наркотиков,
  • курить, общаться с гражданами невежливо, обращаться к нему на «ты»,
  • требовать открыть багажник, если не составлен протокол досмотра или акт осмотра.

Обратите внимание, прямого запрета на многие указанные процедуры у инспектора ДПС нет. Просто исполнять такие требования Вы не обязаны, так как они не соответствуют закону. Инспектору также разрешено просить выполнить все вышеуказанные действия – на просьбу аналогично можно ответить отказом.

Основания для остановки транспортного средства

В соответствии с законом инспектор не имеет права останавливать транспортное средство без оснований. При остановке ТС сотрудник обязан сам сообщить водителю причину без вопросов с его стороны. Есть четкий перечень оснований, который включает следующие обстоятельства:

  • Водителем или пассажирами допущено нарушение ПДД.
  • Имеются сведения о том, что водитель или кто-либо из пассажиров авто являются участниками ДТП или другого противоправного действия.
  • Транспортное средство находится в розыске.
  • Машина используется водителем незаконно.
  • Водитель или кто-то из пассажиров стали свидетелями нарушения. Остановка выполняется с целью проведения опроса.
  • Возникла необходимость привлечь водителя в качестве понятого или для оказания помощи пострадавшим в ДТП или другом происшествии.
  • На территории действуют решения государственных органов о запрете проезда или ограничении дорожного движения.
  • Необходимо провести проверки документов, разрешающих перевозку определенных видов грузов.

Порядок осмотра и досмотра

Учтите, что осмотр и досмотр автомобиля — это разные процессуальные действия. В ходе осмотра полицейский может обойти машину, заглянуть под кузов. При этом он не имеет право трогать автомобиль руками и проникать в него. При осмотре разрешается пользоваться фонариком. Полицейский не обязан для осмотра уведомлять водителя и оформлять какие-либо документы. Основания для проведения осмотра:

  • получение информации или ориентировок о противоправном использовании ТС;
  • необходимость проверки маркировочных обозначений автомобиля, их сверки с данными в документах;
  • имеющиеся признаки, указывающие, что транспортируемый грузовым авто груз не соответствует данным сопроводительной документации.

Досмотр предусматривает проникновение полицейского в транспортное средство, проверку содержимого багажника или грузового отсека. Основаниями для его проведения служат:

  • проверка сведений о наличии в автомобиле оружия, боеприпасов, наркотиков, других запрещенных предметов или веществ;
  • проверка сведений о наличии орудий совершения противоправных действий;
  • задержание правонарушителей.

Законные требования представителей власти лучше выполнять беспрекословно. После остановки диалог с сотрудниками ГИБДД нужно вести подчеркнуто официальный и деловой. От инспекторов того же требует п. 20 внутреннего регламента МВД. В соответствии с ним, сотрудник ДПС с первых слов должен представиться и по просьбе водителя показать служебное удостоверение. Причем выпускать его из своих рук ему нельзя. Затем инспектор обозначит причину остановки и попросит произвести ряд действий.

Читайте также:  Как узаконить перепланировку: пошаговая инструкция

В первую очередь, в соответствии с пунктом 2.1.1 ПДД, водителю будет необходимо представить три документа: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации машины и полис ОСАГО. Причем страховку инспектор может проверить самостоятельно через единую информационную систему. Однако при отсутствии сотовой связи, что нередко случается за городом, потребуется показать оригинал ОСАГО или отсканированную копию.

Платных парковок станет больше

Профильные рекомендации для муниципалитетов по организации парковок разработали в Минтрансе в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти различных регионов уже планируют воспользоваться предложенными в документе методами.

Как говорится в документе, для автомобилистов, которым нужно парковать свои машины на долгое время, начиная от одного дня, рекомендуется строить внеуличные автостоянки и гаражи, одновременно сокращая количество парковочных мест на внутриквартальных территориях и улично-дорожной сети.

В Минтрансе также указали: если спрос на парковку на определенных улицах превышает 85% от фактического количества стояночных мест, там стоит организовать платную стоянку, за исключением территорий, где есть социально-значимые объекты. Это могут быть, например, медицинские учреждения или школы.

Приведу пример из собственной практики. Мой клиент обратился ко мне после того, как под Колпино его остановили сотрудники ДПС за превышение скорости, доказывая это распечатками сомнительной четкости с системы контроля скоростного режима. Я посоветовал ему написать заявление о переносе рассмотрения по месту жительства.

Ознакомившись с материалами дела, пришедшего в суд, я обратил внимание судьи на тот факт, что:

  • На снимках практически невозможно идентифицировать ТС.
  • На первом снимке, представленном сотрудниками ДПС, видна группа из трех машин, и указана скорость 183 км/ч. На втором снимке, сделанном, судя по отметкам системы, через 2 секунды, та же группа машин, с теми же относительными расстояниями между ними, но скорость уже 86 км/ч.

После этого я ходатайствовал о вызове в судебное заседание сотрудников ГИБДД с целью объяснения последними, каким образом эти три транспортных средства сумели нарушить фундаментальные законы физики, снизив за 2 секунды скорость на 97 км/ч.

Остановка автомобиля сотрудником ГИБДД с точки зрения ПДД

Пункт 2.4 ПДД дает регулировщикам право остановки транспортных средств:

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а также:

Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и таможенных органов должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Т.е. останавливать автомобили могут регулировщики.

Кроме того, остановить автомобиль могут сотрудники транспортного надзора и таможни. Однако сделать это они могут только на специальных пунктах контроля.

Алгоритм общения с инспектором ГИБДД

Порядок остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД подробно прописан в законе. Требуя остановиться, инспектор должен явно указать, где автомобиль необходимо припарковать. Это должно быть разрешенное для остановки места, за исключением особых случаев, описанных выше.

Остановив транспортное средство, сотрудник ГИБДД должен назвать свое имя и должность, сообщить о причине остановке. Кстати, ему разрешено скрыть от водителя истинную причину, по которой остановлен автомобиль, но только в том случае, если водителя или кого-то из его пассажиров подозревают в участии в преступлении или организации ДТП. Их задержание входит в обязанности сотрудников Госавтоинспекции.

Обратите внимание, что по правилам остановки сотрудникам ГИБДД запрещается требовать, чтобы водитель вышел из транспортного средства. Есть только несколько исключений, когда требования сотрудника ДПС выполнить необходимо. Водитель обязан выйти, если его подозревают в том, что он находится в состоянии наркотического, алкогольного или токсикологического опьянения, а также для устранения поломки авто или при выявлении нарушений правил транспортировки грузов, в случае если водители или пассажиры подозреваются в преступлении или помощь нужна другим водителям.

Также инспектор должен предъявить служебное удостоверение. Но тут есть оговорка, что делать это необходимо только по требованию водителя. Конечно, не все на такое решаются, может возникнуть психологический барьер при общении с представителем власти, преодолеть его не всегда удается. Предъявляя удостоверение, сотрудник дорожной полиции не должен передавать его в руки водителю, но должен по требованию сообщить номер своего нагрудного знака. Если остановка произошла по причине нарушения, то полицейский обязан подробно и ясно объяснить, в чем было нарушение.

Читайте также:  Форма 23-ФСС. Заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов

Не забывайте о своих правах и обязанностях

Многие водители начинают спорить с инспекторами ГИБДД из-за того, что недостаточно знают нормы ПДД и КоАП «О безопасности дорожного движения». Прежде чем сесть за руль, важно хорошо изучить правила дорожного движения и ни в коем случае их не нарушать. Дополнительно рекомендуется узнать правила общения с сотрудниками ГИБДД. Например, нет потребности при остановке автомобиля инспектором сразу выходить из машины, достаточно подождать пока сам гаишник к вам подойдет.

Но бывают исключения, согласно которым находиться на проезжей части и подходить к автомобилю для сотрудника может быть опасно, в таком случае он может обратиться к водителю с противоположной стороны автомобиля. Например, гаишник может попросить переместить автомобиль в другое место. Главная задача водителя в таком случае оставаться спокойным и не раздражаться по пустякам. Еще стоит обратить внимание на передачу документов. Передавая документы, следует заблаговременно предусмотреть, чтобы они были без обложек и лишних предметов. Если эти правила соблюдать, то никаких конфликтных и непонятных ситуаций не возникнет.

Часто водитель не соглашается с теми правонарушениями, которые ему приписываются. В этом случае владелец авто начинает оправдываться, тем самым показывая, что он не виновен. Но важно помнить, что лучшим доказательством невиновности является закон. В качестве доказательства можно использовать видеосъемку, где будет зафиксировано правонарушение. На сегодняшний день существует много гаджетов, которые имеют функцию видеосъемки.

Доказывать то, что водитель все же виновен должен сотрудник ГИБДД, поэтому водитель может просто сообщить, что не будет признавать свою вину и не свидетельствовать против себя. В случае составления протокола, описывается правонарушение и разъясняются все права и обязанности. В протоколе указывается время и место совершения правонарушения, стоит обратить внимание на дату, должность и фамилию сотрудника, который составлял документ. В протоколе могут указываться собственные доказательства и аргументы, которые будут указывать на правоту водителя.

Владелец авто должен будет обязательно в протоколе указать такую фразу, как «С нарушением не согласен. ПДД не нарушал». Очень важно проследить, чтобы в протоколе сотрудники ГИБДД использовали термин «водитель», а не «нарушитель».

Правила общения с сотрудниками ГИБДД

Одним из наиболее распространенных случаев подачи жалоб на действия сотрудников ГИБДД, связаны с ненадлежащим поведением должностных лиц по отношению к водителям. Приказ № 664 регламентирует следующие правила общения автовладельца с сотрудниками ГИБДД:

  1. для устранения сомнений в личности и полномочий должностного лица ГИБДД представляются документы, а также сообщается телефон и адрес отдела, в котором проходит службу сотрудник;
  2. запрещаются любые формы дискриминационных действий по отношению к водителям – по половым и возрастным признакам, национальности или расы, и т.д.;
  3. инспектор ГИБДД вправе осуществлять аудио-, фото- и видеозапись всех процессуальных действий;
  4. аналогичное право водителя может быть ограничено только по основаниям указанным в законе (если сотрудник ГИБДД запрещает водителю использовать диктофон или видеокамеру, он обязан указать причины отказа в процессуальных документах);
  5. должностному лицу ГИБДД запрещено изымать госномера или водительское удостоверение, однако сохранена возможность отстранить от управления автомобиля по законным основаниям;
  6. после прохождения медосвительствования на предмет опьянения автовладельца должны доставить обратно к месту расположения автомобиля (если выявляется факт алкогольного опьянения, водитель будет принудительно отстранен от управления автомашиной на период рассмотрения административного дела).

Нужно ли автовладельцу выходить из машины

С октября 2017 года начал действовать новый админрегламент МВД РФ, который, хотя и регламентировал действия только сотрудников ГИБДД и других силовых структур, вызвал множество домыслов и недоразумений в водительской среде, которые подогревались не совсем профессиональной трактовкой нормативного документа со стороны автоэкспертов и даже юристов.

В частности, в административном регламенте отсутствует пункт, который бы разрешал водителям, которых остановили, снимать на камеру действия сотрудников правоохранительных органов. В этой связи возникли подозрения, что такие действия отныне действительно запрещены, но оказалось, что это неверная трактовка.

Как и другой слух – что в соответствии с пунктом 093 того же Приказа №664, водители обязаны по требованию ИДПС выходить из автомобиля. В документе об этом говорится следующее: сотрудник дорожно-патрульной службы может предложить водителю выйти из ТС в следующих случаях:

  • если у сидящего за рулём обнаружены признаки алкогольной интоксикации и/или болезни, затрудняющей управление транспортом;
  • для осуществления сверки номеров узлов автотранспортного средства с данными внесёнными в регистрационное свидетельство (процедура должна проводиться в присутствии автовладельца или водителя);
  • если водитель должен принять участие в совершении процессуальных действий, если необходима его помощь касательно других участников ДД, или если требуется помощь сотрудникам ГИБДД;
  • для устранения обнаруженной инспектором неисправности автотранспортного средства;
  • в случае нарушения автовладельцем правил перевозки грузов;
  • если поведение водителя угрожает безопасности сотрудника полиции.
Читайте также:  Щедро и по закону: дарение недвижимости в вопросах и ответах

Впрочем, в отношении прежней редакции Приказа в этом пункте нет никаких изменений. И всё же ряд СМИ поспешило заявить, что теперь водители обязаны по требовании. Должностного лица немедленно выйти из автомашины.

Это не совсем так. Дело в том, что в техрегламенте указано буквально следующее: «…сотрудник вправе предложить…», то есть это вовсе не требование. А значит, у водителя не возникает и встречных обязанностей, поэтому он вполне может проигнорировать слова инспектора, если посчитает нужным.

Если инспектор ГИБДД просит остановить автомобиль

Во-первых, нужно обязательно остановиться, причем в том месте, на которое указал сам инспектор. Далее включается аварийная сигнализация, выключается все внешнее освещении (касается фар и габаритов), закрываются дверные фиксаторы, поднимаются стекла, выключается музыка в салоне. Водительское окно не закрывают полностью, двигатель не глушат.
Во-вторых, и это важно, не выходить из салона. Не сразу же после остановки, не в процессе беседы с инспектором. Исключение – обоснованные ситуации досмотра ТС.

Отлично, если у водителя ведется запись на видеорегистратор. Съемка должна настраиваться так, чтобы лицо инспектора постоянно находилось в кадре. Желательно, чтобы запись велась непрерывно. Инспектор обязан представится, четко и громко. После чего можно задать ему вопрос: «Выполнил/а ли я Ваше требование об остановке?». Обязательно получить положительный ответ.

В ситуации, когда инспектор ГИБДД, остановив машину, не начал двигаться в ее сторону, водитель имеет право уехать. То, что сотрудник ДПС проигнорировал остановку и не подошел – зафиксировать на видео и дать голосовые комментарии.

Оформление протокола о нарушении ПДД – важные моменты

Заполняет протокол шариковой ручкой инспектор ГИБДД. Не подписывайте документ, если он заполнен карандашом, в нем есть исправления или неразборчивые и непонятные формулировки. Вы также не обязаны подписывать документ, в котором не заполнены все поля. Есть несколько важных рекомендаций, которые стоит учитывать при составлении протокола о нарушении правил дорожного движения:

  • обязательно требуйте копию, которую вы можете забрать себе (она должна быть подписана инспектором);
  • если вы уверены в своей правоте, не пишите, что согласны с выписанным штрафом, это снизит шансы оспорить документ;
  • в течение 10 дней после получения протокола обратитесь в суд, если вы решили доказывать свою правоту;
  • для дальнейшего оспаривания лучше напишите, что вы не согласны с нарушением ПДД, и поставьте подпись;
  • вы не обязаны идти в патрульное авто для составления и подписания бумаг – вас могут посадить в полицейское авто только при задержании.

Заглушите мотор, выключите зажигание и включите аварийку. Машину нужно оставить в том месте, где она оказалась после столкновения. Также нельзя перемещать любые предметы, связанные с аварией (например, элементы кузова). По их расположению потом будут расследовать обстоятельства ДТП.

Уезжать с места ДТП тоже нельзя — за это могут быть серьезные последствия. Если в аварии никто не пострадал, скрывшемуся грозит лишение прав от года до полутора лет или арест до 15 суток. Если есть пострадавшие, водителю, оставившему место ДТП, назначается реальный срок:

  • от трех до семи лет (или пять лет принудительных работ) при нанесении тяжкого вреда здоровью;

  • от пяти до 12 лет — при гибели одного человека;

  • от восьми до 15 лет — при смерти двух и более людей.

В двух последних случаях к указанным мерам добавляется лишение прав на три года.

Покинуть ДТП можно, если нет пострадавших, вы не имеете претензий к другому участнику или нужно доставить в больницу сильно раненого пассажира, а попутного транспорта нет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *